Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 617 
Next page End  

Приобретение реакций страха может происходить также посредством моделирования, то есть
путем наблюдения и подражания (Bandura & Rosenthal, 1966). Человек может наблюдать, как другие
боятся каких-то предметов или событий, и сам приобрести страх перед ними. Примером может служить
маленький мальчик, мама которого боится болезней, врачей и больниц. Если она неоднократно
демонстрирует свои страхи, вскоре и сам мальчик, возможно, будет испытывать страх перед болезнями,
врачами и больницами.
Моделирование процесс научения, в котором человек наблюдает за другими и затем
подражает им; также — терапевтический подход, основанный на том же принципе.
Почему чьи-то неприятные переживания превращаются в долговременную фобию? Разве не
должна была девочка, попавшая в ловушку, впоследствии убедиться, что бегущая вода не принесет ей
никакого вреда? Разве не должен мальчик с возрастом понять, что болезни временны, а врачи и
больницы полезны? Бихевиористы считают, что после приобретения реакции страха люди стараются
избегать того, что пугает их. Всякий раз, когда они обнаруживают, что приблизились к пугающему их
объекту, они спешат удалиться от него. К тому же они могут заранее планировать свои действия, чтобы
избежать подобной встречи. Вспомните, что друзья девушки закрывали окна в поездах, чтобы она могла
не видеть реки. Люди с фобиями не сталкиваются с пугающими их предметами достаточно часто для
того, чтобы убедиться в их безвредности (Kim & Hoover, 1996; Mowrer, 1947, 1939).
Бихевиористы предполагают, что приобретенные специфические страхи, когда их у человека
набирается большое количество, перерастают в генерализованное тревожное расстройство. Такой
результат может получаться вследствие генерализации стимулов: реакцию, сформированную на одни
стимулы, могут вызывать похожие стимулы. Приобретенный девочкой, застрявшей среди камней, страх
перед бегущей водой мог генерализоваться и вызываться такими похожими стимулами, как звук
наливаемого в стакан молока или энергичная музыка. Предположим, человек испытал несколько
травмирующих событий, каждое из которых вызвало реакцию страха на один-два стимула, а затем
произошла генерализация стимулов на схожие. У этого человека формируется большое количество
страхов, и в конце концов он может заболеть генерализованным тревожным расстройством.
Генерализация стимулов феномен, в котором реакцию, сформированную на одни стимулы,
вызывают схожие стимулы.
Научное исследование бихевиористской теории формирования фобий. Некоторые
лабораторные эксперименты обнаружили, что у людей и животных действительно можно выработать
реакцию страха путем формирования условного рефлекса (Miller, 1948; Mowrer, 1947,
1939). В
известном отчете о результатах исследования психологи Джон Уотсон (John В. Watson) и Розали Райнер
(Rosalie Rayner) (1920) описали, как они обучили малыша, называемого маленький Альберт, бояться
белых крыс. Несколько недель Альберту разрешали играть с белой крысой, и это доставляло ему
удовольствие. Однажды, когда Альберт потянулся к крысе, экспериментатор ударил молотком по
стальной пластине, издав очень громкий звук, испугавший и расстроивший ребенка. Уотсон (1930)
описывал это так: «В то мгновение, как ему показывали крысу, ребенок начинал плакать ...и уползал
прочь от нее так быстро, что с трудом удавалось поймать его, пока он не добрался до края матраца» (с.
161).
<Зрители, осторожно! Когда люди видят, как другие боятся какого-то предмета или ситуации,
у них самих может сформироваться страх перед этим предметом (моделирование). Фильм Альфреда
Хичкока «Птицы» привел в 1960-е годы к увеличению количества случаев орнитофобии (боязни птиц).>
<Вопросы
для размышления. В наши дни Комитеты по охране прав человека, возможно, не
разрешили бы Уотсону и Райнер проводить их эксперимент с маленьким Альбертом. Что в этом
эксперименте могло вызвать их беспокойство? Перевесит ли их тревога важность открытия,
полученного в результате эксперимента?>
Исследования также подтвердили предположения бихевиористов о том, что страхи могут
возникнуть вследствие моделирования. Например, психологи Альберт Бандура (Albert Bandura)
и
Теодор Poзeнтaль
(Theodore Rosenthal) (1966) показывали людям, как человек, казалось, подвергался
удару электричеством каждый раз, когда звучала сирена. На самом деле жертвой являлся помощник
экспериментатора — в исследовательских терминах, сообщник,
который изображал по сигналу
сирены, что он испытывает боль, дергаясь и вопя.
После того, как не подозревающие о подвохе зрители несколько раз увидели подобные эпизоды,
они сами стали испытывать страх при звуке сирены.
Сообщник
помощник экспериментатора, который помогает создать в ходе эксперимента
нужную ситуацию (настроение), разыгрывая из себя другого человека.
Hosted by uCoz