<Разделяя чувства и воспоминания, полные боли. Дискуссионные группы помогли многим
ветеранам Вьетнамской войны преодолеть тревогу, депрессию, проблемы со сном и «обратные кадры»,
которые продолжались у них долгие годы после окончания войны.>
Традиционные долговременные службы психологического здоровья часто неприемлемы,
недоступны после катастроф, или люди не стремятся обращаться к ним. Многие пострадавшие в
катастрофах на самом деле даже не распознают, в какой степени повлияло на них произошедшее
бедствие (Michaelson, 1993). Кратковременное общественное вмешательство, осуществляемое Сетью
Реагирования, отвечает действительным потребностям (Joyner & Swenson, 1993). Люди, живущие в
нищете, особенно нуждаются в помощи общественных систем. Очевидно, что они, оставшись в живых
после катастрофы, испытывают большие психологические трудности, чем пострадавшие, имеющие
более высокий уровень доходов (Gibbs, 1989). Они не могут позволить себе частную консультацию, и
менее осведомлены о том, куда обращаться за ней.
Первоочередной целью специалистов по психологическому здоровью является по возможности
быстрая помощь пострадавшим в удовлетворении их основных жизненных потребностей. Например, во
время наводнения на Среднем Западе в 1993 году специалисты работали в приютах и центрах помощи,
сопровождали машины Красного Креста, доставляя пищу и воду вместе с психологическими услугами.
Некоторые консультанты помогали жертвам наводнения насыпать мешки с песком для предохранения
домов от дальнейшего разрушения. Консультанты использовали эти ранние контакты еще и как
возможность определить, какие жертвы наиболее нуждаются в психологической помощи.
Сеть Реагирования в случаях катастроф
сеть, созданная из тысяч добровольцев-
специалистов по душевному здоровью, мобилизующихся для обеспечения бесплатной скорой
психологической помощи на местах катастроф по всей Северной Америке.
Однажды войдя в Сеть Реагирования, добровольцы специалисты по психическому здоровью
могут непосредственно помогать выжившим справиться со своими психологическими трудностями.
Они часто используют подход, состоящий из четырех ступеней (Michaelson, 1993):
1. Нормализация реакций людей на катастрофу. Консультанты предоставляют людям сведения
о симптомах, которые могут у них возникнуть: например, проблемы со сном, трудности с
концентрацией внимания или ощущение горя. По существу, людям дается разрешение иметь эти
симптомы; им говорится, что это нормальные реакции на катастрофу.
<Помощь пострадавшим. После урагана Эндрю мать вынуждена мыть своего новорожденного
младенца водой из канистры, в то время как семья расположилась в палатке с видом на свой бывший
дом. Специалисты из Сети Реагирования сначала помогают этим людям удовлетворить основные
жизненные потребности, а затем предлагают психологические консультации.>
2. Поощрение выражения тревоги, гнева и других отрицательных эмоций. Чтобы снизить
тревогу, гнев и фрустрацию, часто испытываемые выжившими после катастрофы, консультанты
помогают им выговориться о своих переживаниях и чувствах.
3. Обучение навыкам самопомощи. Общественные специалисты помогают выжившим
формировать такие навыки самопомощи, как умение справляться со стрессом.
4. Обеспечение помощи. В конце концов добровольцы могут направлять выживших к другим
специалистам, которые способны обеспечить долговременную консультацию (Sleek, 1997). Доказано,
что от 15 до 25 % выживших в катастрофах нуждаются в специальной помощи.
Добровольцы, принимающие участие в работе Сети Реагирования, могут сами быть задеты
травмами, свидетелями которых становятся, например, во время волнений в Лос-Анджелесе основной
обязанностью консультантов было следующее: они помогали сотрудникам Красного Креста выражать и
принимать их собственные чувства, а также учили их распознавать стрессовые расстройства у
пострадавших, чтобы направлять нуждающихся за терапией. Многие специалисты по душевному
здоровью, которые жили в районе беспорядков, сами нуждались в консультации, поскольку тоже
являлись пострадавшими. Двойственная роль, в которой они оказались, затрудняла их осознание
собственных переживаний.
Очевидно, что вмешательство на общественном уровне является очень ценным после
катастрофы. Как ни печально, наш мир, похоже, обеспечивает постоянно возрастающее число
возможностей для подобного вмешательства. Сразу после взрыва самолета компании TWA,
выполнявшего рейс ¹800 в июле
1996 года, потребовалось около 500 специалистов по душевному
здоровью для психологической помощи членам семей, летному составу, спасательной команде и другим
людям, затронутым катастрофой (Seppa, 1996).
|