приемными родителями. В 1995 году «Малыш Ричард», как его называли во время судебных
разбирательств, был отнят от своих приемных родителей и передан биологическим родителям после
юридических баталий, которые продолжались в течение всех 4 лет его жизни.>
Поведенческие причины. Левинсон предполагает, что в жизни некоторых людей происходит
уменьшение числа позитивных вознаграждений, в результате чего они совершают все меньше и меньше
конструктивных действий. Это, в свою очередь, приводит их в состояние депрессии. Например, когда
молодая женщина завершает обучение в колледже и начинает работать, она перестает получать
вознаграждения, связанные с жизнью в студенческом сообществе; или же стареющий баскетболист
может лишиться вознаграждений в виде высоких заработков и славы, утрачивая свою спортивную
форму. Хотя многим людям удается наполнить свою жизнь иными видами вознаграждений, некоторые
теряют веру в свои силы. Позитивных эпизодов в их жизни становится еще меньше, а уменьшение
вознаграждений приводит к очередному сокращению позитивных моделей поведения. Тем самым
человек может двигаться по спирали, все более и более приближаясь к депрессии.
Левинсон обнаружил, что количество вознаграждений, получаемых человеком, действительно
связано с возникновением или отсутствием депрессии. Субъекты с депрессией не только сообщают о
меньшем
количестве вознаграждений по сравнению с теми, кто ей не страдает, но когда число
получаемых вознаграждений возрастает, улучшается и их настроение (Lewinsjhn, Youngren & Grosscup,
1979).
Левинсон и другие бихевиористы полагают, что в этой нисходящей спирали особенно важное
значение имеют социальные вознаграждения (Peterson, 1993; Lewinsohn et al., 1984). Исследования
подтверждают, что депрессивные люди действительно получают меньше социальных вознаграждений,
чем те, кто не страдает депрессией, и что когда улучшается их настроение, увеличивается и число их
социальных вознаграждений. Хотя люди с депрессией иногда являются жертвами социальных
обстоятельств, вполне возможно также, что их однообразные модели поведения и мрачное настроение
способствуют снижению числа получаемых ими социальных вознаграждений (Davila et al., 1995; Segrin
& Abramson, 1994).
Поведенческая терапия. Согласно предложенной Левинсоном бихевиористской методике
лечения монополярной депрессии, терапевты стремятся к тому, чтобы жизнь их пациентов вновь
наполнилась приятными событиями и видами деятельности, устраняют их депрессивные модели
поведения и помогают им усовершенствовать свои социальные навыки (Lewinsohn et al., 1990,
1982;
Teri & Lewinsohn, 1986).
Сначала терапевт определяет виды деятельности, которые доставляют пациенту радость,
например, походы по магазинам или занятие фотографией, и побуждает человека составить недельный
график таких действий. Исследования показывают, что если жизнь человека обогащается позитивными
видами деятельности, это может действительно способствовать улучшению настроения (Leenstra, Ormel
& Giel, 1995; Teri & Lewinsohn, 1986).
<Депрессия у пожилых людей. Старость может сопровождаться потерей здоровья, близких
родственников и друзей, а также способности контролировать собственную жизнь. И
психодинамические и поведенческие терапевты связывают такие потери с повышенным
распространением депрессии, обнаруживаемым среди пожилых людей. Однако депрессия не является
неизбежной спутницей старения.>
Затем терапевты пытаются устранить депрессивные модели поведения. Бихевиористы
утверждают, что когда люди впадают в депрессию, их негативное поведение жалобы, плач или
самоуничижение отдаляет от них окружающих, уменьшая возможность позитивного подкрепления.
Чтобы изменить эту модель, терапевты стараются не замечать депрессивное поведение человека,
обращая при этом внимание на конструктивные высказывания и действия и как-то вознаграждая их
(Liberman & Raskin, 1971).
Наконец, Левинсон и другие терапевты бихевиористского направления обучают своих пациентов
эффективным социальным навыкам. В одной из программ групповой терапии, получившей название
обучения личной эффективности, участники группы работают друг с другом с целью
совершенствования «экспрессивных» действий, таких как контакт глаз, выражение лица, интонация
голоса и поза (Hersen et al., 1984; King et al, 1974).
По-видимому, бихевиористские приемы Левинсона помогают лишь в ограниченной степени,
когда применяется только один из них. Например, в группе людей с депрессией, которым
рекомендовали обогатить свою жизнь приятными видами деятельности, отмечалось не больше
улучшений, чем в контрольной группе людей с депрессией, которым предлагали просто проследить за
|