злых духов. По всей видимости, люди доисторических обществ верили, что все, что происходит вокруг
них и в их психике, происходит в результате действий сверхъестественных существ, управляющих
миром. В частности, они верили, что тело и разум человека представляют собой поле битвы между
внешними силами добра и зла. Обычно патологическое поведение объяснялось как победа злых духов,
и для того чтобы вылечить человека, следовало вынудить духов оставить его тело.
Этот взгляд на патологию, возможно, существовал еще в каменном веке, полмиллиона лет назад.
На некоторых черепах, найденных в Европе и Южной Африке, можно увидеть следы операции,
называемой трепанацией, при которой в черепе больного каменным инструментом вырезалось круглое
отверстие. Некоторые историки пришли к выводу, что эта операция
производилась для лечения остро
патологического поведения галлюцинаций, когда люди видели или слышали то, чего не было на
самом деле, или тяжелой меланхолии, для которой характерны крайняя печаль и неподвижность. Череп
вскрывался с целью выпустить духов зла, которые как предполагалось были причиной
возникновения проблемы (Selling, 1940).
Трепанация
древняя операция, при которой использовался каменный инструмент для того,
чтобы проделать в черепе круглое отверстие возможно, с целью вылечить патологию поведения.
В более поздних обществах патологическое поведение также объяснялось одержимостью
демонами. Например, все египетские, китайские и еврейские источники объясняют психологические
проблемы именно таким образом. То же самое делает и Библия, которая описывает злого духа,
посланного Богом на царя Саула, и то, как Давид притворялся сумасшедшим, чтобы враги убедились в
том, что его посещают божественные силы.
<Изгнание злых духов. Две дырки в этом черепе, оставшиеся от древних времен, показывают,
что человек подвергся трепанации, вероятно, потому что его освобождали от злых духов и лечили от
психической дисфункции.>
В этих ранних обществах патологию часто лечили «изгнанием бесов» (экзорцизм).
Идея
заключалась в том, чтобы принудить злых духов покинуть тело человека. Шаман или жрец читали
молитвы, упрашивали духов зла, ругали их, производили разные магические действия, громкие звуки
или давали человеку, одержимому, по их понятиям, злыми духами, пить горькие жидкости. Если эти
приемы не приносили нужных результатов, то прибегали к более крайней форме «изгнания бесов»
человека бичевали или не давали ему есть.
Экзорцизм распространенная в ранних обществах практика лечения психической патологии
путем действий, направленных на то, чтобы вынудить злых духов покинуть тело человека.
<Вопросы
для размышления. Люди каменного века не оставили письменных свидетельств,
поэтому археологи не могут быть уверены в том, что трепанация, на самом деле, была древним
способом лечения психической дисфункции. Как иначе можно объяснить отверстия в сохранившихся с
тех времен человеческих черепах? Как вы думаете, почему историки все же связывают эти отверстия с
психическими заболеваниями?>
Взгляды на данную проблему и лечение психической патологии в античности
Во времена процветания греческой и римской цивилизаций, приблизительно с 500 г. до нашей
эры до 500 г. нашей эры, философы и врачи стали предлагать различные объяснения патологического
поведения. Гиппократ (460-377 до н. э.), которого часто называют отцом современной медицины,
считал, что все болезни имеют естественные причины. По его мнению, болезненная патология
поведения вызывается внутренними физическими причинами. В частности, он считал, что виной
патологии бывает какая-то форма заболевания мозга, а это заболевание как, на его взгляд, и любая
болезнь имеет своей причиной дисгармонию четырех животных гуморов (жидкостей),
циркулирующих в человеческом теле: желтой желчи, черной желчи, крови и слизи (флегмы). Например,
избыток желтой желчи вызывает безумную радость; избыток черной желчи является источником
постоянной печали (меланхолия черная желчь (греч.). Прим. ред.). Уверенность Гиппократа в том,
что патологическое поведение объясняется причинами внутреннего характера, разделяли и великие
греческие философы Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.), а также другие весьма
авторитетные греческие и римские медики.
Гуморы согласно античным воззрениям, это животные жидкости, которые влияют на
умственные и физические функции человеческого организма.
В соответствии с этими взглядами античные врачи лечили психические отклонения, сочетая
медицинские и психологические средства. Прежде чем прибегнуть к таким крайним мерам, как пустить
|