Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 617 
Next page End  

В 1997 году весь цивилизованный мир испытал шок, узнав о верованиях, которых
придерживались последователи секты Небесных Врат (Heaven's Gate), когда тридцать девять членов
этой секты покончили жизнь самоубийством в дорогом доме в одном из пригородов Сан-Диего.
Благодаря оставленным ими видеолентам и сообщениям в Интернете, стало известно, что члены секты
верили, что их тела являются всего лишь «контейнерами», т. е. вместилищами высших небесных духов,
и что НЛО скрываются в хвосте кометы Хэйла-Боппа, чтобы прийти и забрать их домой, в «их мир». По
сути дела, сектанты верили, что смерть освободит их для вхождения в некое «высшее царство».
Общественность была особенно встревожена ключевой ролью, которую явно играли средства
массовой информации и современные системы связи для популярности и распространении культа
Небесных Врат. В 1993 году, стараясь вызвать интерес к группе своих последователей, лидер секты,
Маршалл Херфф Эпллуайт (Marshall Herff Applewhite) (см. фото), дал в журнал «USA Today»
публикацию рекламного характера, в которой описывал философские связи культа с другими
милленаристскими сектами, предсказывающими в 2000 году конец света. Кроме этой формы публичной
активности члены секты научились пользоваться Интернетом и использовали его, чтобы узнавать о
НЛО и других свидетельствах «высшей жизни». Вдобавок последователи этого культа в открытую
привлекали новых членов, распространяя через Интернет призывы, обращенные к людям, которые
думали о самоубийстве, мучились от депрессии или злоупотребляли психоактивными веществами.
<Вопросы
для размышления. Что общего у верований, поведения и обстоятельств людей,
связанных с культом Небесных Врат с распространенными в прошлом формами «массового безумия»,
такими как тарантизм или ликантропия? Представляет ли Интернет опасность как средство,
рекламирующее новые формы массового безумия и способствующее его распространению?>
---
Ренессанс и создание приютов
Демонологические взгляды на патологию продолжали терять популярность в период раннего
Возрождения, когда стали активно развиваться культура и наука (примерно 1400-1700). Немецкий врач
Иоганн Вейер (Johann Weyer, 1515-1588), первый врач, специализирующийся на душевных
заболеваниях, полагал, что разум так же подвержен болезням, как тело. Теперь его считают
первооткрывателем современной психопатологии или психической дисфункции.
<Психологические заметки. У Вильяма Шекспира (1564-1616), творчество которого относится
к эпохе Возрождения, можно найти размышления о природе и причинах патологического поведения в
20 из написанных им 38 пьес и во многих сонетах (Dalby, 1997).>
<Боязнь колдовства. Некоторые верования об одержимости дьяволом продолжали существовать
и в эпоху Возрождения. Панический страх перед ведьмами прокатился по Европе в XV-XVI веках.
Десятки тысяч людей, в основном женщин, были заподозрены в том, что они заключили договор с
дьяволом. У некоторых из обвиняемых отмечались психические нарушения, которые и были причиной
странностей их поведения (Zilboorg & Henry, 1941). Таких женщин «макали» в воду до тех пор, пока
они не признавались в том, что являются ведьмами.>
В этой атмосфере продолжали совершенствоваться методы заботы о людях с психическими
нарушениями. В Англии такие люди содержались дома, а их семьи получали на содержание больных
средства от местного церковного прихода. В самых разных местах Европы находились устроенные
церковью богадельни, предназначенные для лечения людей с психическими нарушениями. Возможно,
наиболее известный из таких приютов находился в городе Гиле (Gheel) в Бельгии. Начиная с XV века в
Гиль со всех концов Европы стремились люди, надеющиеся на излечение своей психики. Местные
жители дружелюбно принимали их, и из многочисленных пилигримов сформировалась первая в мире
«колония» пациентов с душевными заболеваниями. Гиль был первопроходцем современной
системы
психического здоровья общества, и до сих пор показывает всему миру, что люди с психическими
проблемами с благодарностью реагируют на заботу и уважительное лечение (Aring, 1975,
1974). И
сегодня в своеобразных интернатах этого города обитает вплоть до своего выздоровления множество
пациентов, которые при этом свободно общаются с другими жителями Гиля.
К сожалению, эти улучшения в содержании больных и заботе о них начали исчезать к середине
XVI века. Городские чиновники обнаружили, что частные и общественные дома для содержания
психически больных людей в состоянии вместить лишь небольшую часть людей с серьезными
психическими нарушениями, а больниц недостаточно и они слишком малы. Все чаще городские власти
стали превращать больницы и монастыри в так называемые приюты (asylums), заведения, в которые
Hosted by uCoz