& Marold, 1994; Kashden et al., 1993). Кроме того, подростки, которые думают о самоубийстве или
пытаются его совершить, часто находятся в состоянии сильного стресса (de Man et al., 1992; de Wilde et
al., 1992), Многие из них переживают длительный стресс, например, утрату родителей или плохие
отношения с ними, семейные конфликты, неадекватные взаимоотношения со сверстниками и
социальную изоляцию (Garnefski & Diekstra, 1997; Diekstra et al., 1995). Их действия также могут быть
обусловлены более непосредственным стрессом, например, безработицей родителей, финансовыми
затруднениями в семье или проблемами с подругой или другом.
<Учебный стресс. Интенсивная учеба и тестирование в японской образовательной системе у
многих студентов вызывают высокий уровень стресса. Школьники в этом классе проходят занятия в
специальном летнем лагере, где им помогают восстановить силы. При этом подростки получают
дополнительные уроки и сдают экзамены в течение 11 часов в день.>
Стресс в школе наиболее распространенная проблема среди тинейджеров, совершающих
попытку самоубийства (Но et al, 1995; Brent et al, 1988). У некоторых школьников возникают проблемы
успеваемости, а другие школьники, с высокими оценками, наоборот, испытывают стресс из-за того, что
им надо быть лучше других и оставаться первыми в классе. (Delisle, 1986; Leroux, 1986).
Некоторые теоретики считают, что период юности сам по себе создает стрессовый климат, в
котором более вероятно совершение попытки суицида (Harter & Marold, 1994; Maris, 1986). Юность
это период быстрого роста, и в нашем обществе он зачастую связан с конфликтами, ощущением
депрессии, напряжением и проблемами в школе и дома. Подростки, как правило, более чувствительно,
более сердито, драматично и имульсивно реагируют на события, чем люди из других возрастных групп;
таким образом, вероятность актов суицида во времена стресса возрастает (Kaplan, 1984; Taylor &
Stansfild, 1984). Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем,
кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида (Hazell & Lewin, 1993; Berman, 1986).
В одном исследовании было обнаружено, что 93 % подростков, пытавшихся покончить с собой,
оказались знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку самоубийства (Conrad, 1992).
<«Неуправляемые страсти по большей части просто безумие». Томас Гоббс, «Левиафан»>
Чаще всего попытки тинейджеров покончить с собой оказываются неудачными пропорция
здесь может быть 100:1. (Diekstra et al., 1995). Это необычайно большое количество безуспешных
попыток самоубийства может означать, что тинейджеры действуют не столь решительно, как люди
постарше. Предпринимая суицидальные попытки, некоторые из подростков действительно желают
умереть, тогда как многие просто хотят дать понять другим, в какой отчаянной ситуации они находятся,
как им нужна помощь, или хотят преподать окружающим урок (Hawton, 1986; Hawton et al., 1982).
Меньше половины тинейджеров, совершающих попытку самоубийства, в дальнейшем пытаются снова
покончить с собой, и из них лишь 14 % в конце концов погибают (Diekstra et al., 1995; Diekstra, 1989).
В странах всего мира уровень самоубийства молодежи не только высок, но он еще и
увеличивается. В целом, с 1955 года уровень самоубийств молодых людей возрос более чем вдвое, как и
уровень самоубийств молодых взрослых (McIntosh, 1996,
1991; US Bureau of the census, 1994, 1990).
Предлагались некоторые теории, в большинстве которых указывалось на социальные изменения,
объясняющие этот драматический рост. Во-первых, по мере того как число и пропорция тинейджеров и
молодых взрослых в общем числе населения продолжает расти, в ней усиливается конкуренция за
работу, учебу в колледже, академические и спортивные достижения, и вместе с этим у многих рушатся
мечты и не удовлетворяются амбиции (Holinger & Offer, 1993, 1991, 1982). Другие объяснения
указывают на ослабление связей в семье, что приводит к чувству отчуждения и отвержения у многих
современных молодых людей, возрастает доступность наркотиков, и многие молодые взрослые люди и
тинейджеры чувствуют давление среды, провоцирующей их воспользоваться наркотиками (Jones, 1997;
de Man & Leduc, 1995). При проведении двух исследований было обнаружено, что 70% тинейджеров,
пытавшихся покончить с собой, в той или иной степени злоупотребляли наркотиками или алкоголем
(Miller et al., 1991; Shafii et al., 1985).
Масс-медиа, сообщающие о попытках суицида среди тинейджеров и молодых взрослых, могут
также влиять на рост суицида среди молодежи (Myatt & Greenblatt, 1993; Gould et al., 1990). Подробные
репортажи и описания суицида тинейджеров, которые в последние годы предлагают масс-медиа и
художественные произведения (кинофильмы и литература), служат моделью для молодых людей,
подумывающих о том, чтобы покончить с собой. После того как в 1987 году в городе Нью-Джерси
произошло групповое самоубийство четверых подростков (об этом случае много писали и говорили в
прессе), десятки тинейджеров в США последовали их примеру (по крайней мере 12 случаев
закончилось летальным исходом), а двое из них покончили с собой в том же гараже всего неделю
|