(путем привлечения и обучения родителей), на людей одного социального круга (путем обучения
способам сопротивления давлению со стороны своего социального окружения), на школу (устанавливая
строгие меры наказания за использование психоактивных препаратов) или на общество в целом (путем
организации публичных выступлений, таких как кампания «Просто Скажи Нет»). Самые эффективные
профилактические усилия прилагаются в этих разных направлениях для того, чтобы создать общую
программу, представляющую собой последовательное руководство о влиянии злоупотреблений
психоактивными веществами на все сферы жизни человека (NIDA, 1991). Разрабатываются даже
специальные программы профилактики для детей дошкольного возраста (Hall & Zigler, 1997; Oyemade,
1989).
Резюме
Для лечения злоупотреблений психоактивными препаратами и зависимости от них используются
самые разнообразные методы. Обычно применяется комбинация нескольких методов лечения.
Психодинамические методы лечения направлены на то, чтобы помочь пациентам осознать и
скорректировать лежащие в основе воздействия психологического характера, под влиянием которых
они, возможно, и используют психоактивные препараты. Одним из наиболее распространенных
методов терапии поведения является аверсивная терапия, в которой прием психоактивного препарата,
вызывающего злоупотребление, сопровождается действием неприятного раздражителя. Когнитивные и
поведенческие способы лечения объединены в таких подходах, как самоконтролируемое обучение
навыкам поведения (BSCT) и обучение навыкам предотвращения рецидивов. Биологические методы
лечения включают в себя детоксикацию, лекарственные препараты-антагонисты, и лекарственную
поддерживающую терапию. Социокультурные методы лечения рассматривают расстройства,
вызванные использованием психоактивных веществ в социальном контексте, применяя такие подходы к
лечению, как группы самопомощи, например Анонимные Алкоголики; методы лечения, учитывающие
факторы культурного развития; и общественные профилактические программы.
Крупным планом
Контролируемое использование психоактивных препаратов в сравнении с полным воздержанием
Является ли полный отказ единственной мерой борьбы со злоупотреблениями психоактивными
веществами, или же люди, страдающие данными расстройствами, могут научиться контролировать
употребление таких препаратов? Споры по этому вопросу продолжаются на протяжении многих лет и
особенно разгораются, когда под психоактивным веществом понимается алкоголь (Manning, 1996;
Sleek, 1995).
Сторонники когнитивно-бихевиористской точки зрения полагают, что люди могут продолжать
употреблять спиртное в умеренных количествах, если научатся устанавливать для себя
соответствующие ограничения. Они доказывают, что строгое воздержание может на самом деле
привести к полной потере самоконтроля, если человек сделает хотя бы один глоток (Peele, 1989; Heather
et al., 1982). В противоположность этому те, кто рассматривает алкоголизм как болезнь, занимают
позицию Анонимных Алкоголиков: «однажды алкоголик всегда алкоголик», и доказывают, что
рецидив, вероятнее всего, происходит в том случае, когда человек, страдающий алкоголизмом, уверен в
том, что может без риска для себя сделать один глоток спиртного (Pendery et al., 1982). Это вводящее в
заблуждение убеждение, которого придерживается человек, рано или поздно возвращает его к
неконтролируемому пьянству.
Эмоции, возникающие при обсуждении данного вопроса, находят столь сильное выражение, что
сторонники одной точки зрения иногда подвергают сомнению мотивы и честность тех, кто
придерживается противоположного мнения (Sobell & Sobell, 1984, 1976, 1973; Pendery et al., 1982).
Исследования указывают, однако, что как контролируемое употребление спиртного, так и воздержание
могут оказаться полезными в процессе лечения, зависящего от индивидуальных особенностей личности
и от проблем частного характера, связанных с употреблением алкоголя. В соответствии с проведенными
исследованиями высказывается предположение о том, что воздержание более приемлемо для тех, у кого
имеется алкогольная зависимость длительного характера, в то время как контролируемое употребление
спиртного может оказать помощь тем, кто пьет недавно и у кого еще не возникла физическая
зависимость от алкоголя. Последним, на самом деле, нужно научиться употреблять алкоголь, не
злоупотребляя им (Peele, 1992; Marlatt, 1985). С помощью исследований также было установлено, что
|