многих случаях шизофрении? Различные исследования связывали эти аномалии с генетическими
факторами, плохим питанием, внутриутробным развитием, осложнениями при родах, иммунными
реакциями и с токсинами (Brown et al., 1996; Susser et al., 1996). Все большее число ученых считают, что
аномалии мозга могут быть следствием вирусного заражения во внутриутробный период развития. Они
предполагают, что вирусы проникают в мозг эмбриона и остаются неактивными до наступления
пубертата или начала взрослости. Затем они активируются изменением гормонального фона или другой
вирусной инфекцией и вызывают симптомы шизофрении (Torrey et al., 1993; Torrey, 1991).
Косвенным доказательством вирусной теории является необычно большое количество людей с
шизофренией, родившихся зимой (Tam & Sewell, 1995). Причиной может быть возрастание в это время
года числа случаев внутриутробного и младенческого вирусного заражения (Sponheim et al., 1997;
Torrey, 1991). Более прямое доказательство было получено из исследований, показавших, что матери
больных шизофренией болели гриппом во время беременности чаще (особенно во второй триместр),
чем матери других людей (Takei, Os & Murray, 1995; Torrey
et al., 1994). И наконец, исследования
обнаружили антитела к пестивирусам (вирусам чумки), особой группе вирусов, обычно поражающих
животных, в крови
40% людей с шизофренией (Torrey et al., 1994; Yolken et al., 1993). Наличие таких
антител позволяет предположить, что эти люди были заражены пестивирусами.
Открытия в биохимии, изучении мозговых структур и вирусная теория проливают свет на тайну
шизофрении. Но в то же время важно заметить, что у многих людей, имеющих эти биологические
проблемы, шизофрения не возникает. Отчего? Возможно, как мы заметили выше, потому что
биологические факторы лишь готовят почву для шизофрении, в то время как для возникновения
заболевания важно наличие ключевых психологических и социокультурных факторов (Wahlberg et al.,
1997).
<Психологические заметки. Человеческий мозг при рождении составляет приблизительно одну
четверть от своего окончательного размера; остальное тело составляет одну двенадцатую
окончательного размера (Swerdlow, 1995).>
Психологический подход
Когда исследователи шизофрении стали находить генетические и биологические факторы в
1950-х и 1960-х годах, многие клиницисты отказались от психологических объяснений этого
заболевания. Тем не менее в последнее десятилетие психологические факторы снова стали считаться
важными деталями в мозаике шизофрении. Основные психологические теории пришли из
психодинамической, бихевиористской и когнитивной моделей.
Психодинамическая теория возникновения шизофрении
Фрейд (1924, 1915, 1914) считал, что развитие шизофрении включает два психологических
процесса: (1) регрессия к стадии несформированного Эго и (2) попытки восстановить контроль эго.
Фрейд предполагал, что когда жизнь слишком сурова или полна лишений например, когда родители
холодны или слишком заботятся о воспитании ребенка люди, у которых развивается шизофрения,
регрессируют к ранней стадии своего развития, к состоянию первичного нарциссизма, когда они
заботятся лишь о своих нуждах. Практически полная регрессия ведет к эгоцентричным симптомам,
каковыми являются неологизмы, речевая спутанность и бред величия. Регрессировав к такому
инфантильному состоянию, как далее утверждал Фрейд, люди пытаются восстановить контроль и войти
в контакт с реальностью. В связи с этими попытками возникают другие симптомы шизофрении.
Слуховые галлюцинации, например, могут являться попыткой человека подменить утраченное чувство
реальности.
Годы спустя знаменитый клиницист, придерживающийся психодинамической теории, Фрида
Фромм-Рейчман (Fromm-Reichmann, 1948), развила представление Фрейда о том, что холодные или
чрезмерно заботящиеся о воспитании родители могут привести в движение шизофренический процесс.
Она описывала матерей людей, страдающих шизофренией, как холодных, доминантных и
незаинтересованных в потребностях ребенка. Согласно Фромм-Рейчман, эти матери говорят о своем
самопожертвовании, но на самом деле используют детей для удовлетворения собственных нужд.
Одновременно практикуя гиперопеку и отвергая ребенка, они дезориентируют его и тем самым готовят
почву для шизофренического функционирования. Исследовательница назвала их шизофреногенными
(вызывающими шизофрению) матерями.
|