Elkins & Cromwell, 1994). Однако исследователи еще должны предоставить ясные и прямые
доказательства мнению когнитивистов, что неверная интерпретация этих сенсорных трудностей
действительно порождает синдром шизофрении.
Социокультурный подход
Социокультурологи считают, что люди с психическими расстройствами являются жертвами
социального воздействия. В случае шизофрении это воздействие может выражаться в закреплении
социального клейма и в нарушениях в семье. Социокультурное объяснение формирования шизофрении
имело большое влияние на психологическую общественность, но исследования не всегда подтверждали
его. Хотя социальное воздействие и воздействие семьи считаются важными факторами в формировании
этого заболевания, их особая роль еще не определена.
Патология и искусство
Ликантропия
Это когда меня укусила бешеная собака... Когда мне плохо, я чувствую, будто бы я
превращаюсь в кого-то другого: мои пальцы цепенеют, словно булавки и иглы воткнуты мне в ладонь; я
не могу больше контролировать себя... Я чувствую, что становлюсь волком. Я гляжу на себя в зеркало
и вижу, как я меняюсь. Это больше не мое лицо, оно совершенно преображается. Я пристально
всматриваюсь, мои зрачки расширяются, и я ощущаю, как на всем моем теле вырастают волосы, а
зубы становятся длиннее... Я чувствую, словно моя кожа уже не принадлежит мне (Benezech, DeWitte
& Bourgeois, 1989).
Ликантропия, бред превращения в животное, является редким психологическим синдромом.
Слово «Ликантропия» произошло от греческих: «ликос» волк, и «антропос» человек. По всему
миру существуют описания людей, перенявших особенности и манеру поведения волков или других
животных. Вера в эти рассказы сохранялась веками. В Средние века ликантропию считали результатом
одержимости демоном (Lehmann, 1985).
В некоторых обществах она возникала после применения специальных притираний, возможно,
галлюциногенных средств, зачастую используемых в религиозных целях (Levi-Strauss, 1977). В других
культурах случаи ее возникновения были тесно связаны с психическими расстройствами, включая
шизофрению, расстройства настроения и определенные формы поражения головного мозга.
Упоминания о ликантропии продолжают поддерживать образ оборотня, вонзающего зубы в
перепуганного сельского парня на туманных вересковых пустошах Шотландии. Легенда говорила о том,
что этот оборотень был ранее укушен другим, и так далее по неразрывной цепочке. Сейчас существуют
более логичные объяснения такому типу поведения. Одно объяснение состоит в том, что некоторые
люди с ликантропией в действительности страдают врожденным генерализованным гипертрихозом,
чрезвычайно редким заболеванием, для которого характерно обильное оволосение лица и верхней части
туловища (Maugh, 1995). Другие могут страдать от порфирии, врожденной болезни крови, носители
которой также имеют обильное оволосение на лице, а кроме того, очень чувствительны к солнечному
свету. Еще одно современное объяснение связывает ликантропию с нарушением активности височных
долей мозга, расположенных близко к областям мозга, которые могут отвечать за зрительные
галлюцинации.
Вопреки таким многообещающим объяснениям, вера в оборотней и их неестественное
происхождение, видимо, будет существовать во всем обозримом будущем. Рассказы об одержимости
демонами попросту являются более экзотичными, чем рассказы о врожденных заболеваниях и
анормальностях височных долей. Они более подходят для посиделок у костра, как содержание книги,
поглощаемой долгой темной ночью, как сюжет фильма, на который идешь с другом. С такими
хорошими друзьями не собираются расставаться ни издатели, ни продюсеры. Старые объяснения
ликантропии могут отвергаться наукой, но прибыль, которую приносят они, отнюдь не является бредом.
<Плачущий волк? В фильме «Американский оборотень в Лондоне» одержимый человек в ужасе
смотрит, как его рука превращается в волчью лапу.>
---
Закрепление социального клейма
|