Теоретики когнитивного направления, со своей стороны, полагают, что шизоидные личности
страдают недостатками мышления. Их мысли, как правило, нечетки и бесплодны, им трудно оцепить
окружающую обстановку и правильно воспринять происходящее (Beck & Freeman, 1990). Неспособные
уловить эмоциональные реакции других людей, они не могут откликнуться на эмоции окружающих.
Согласно этой теории, у детей с шизоидным расстройством личности медленно развиваются речевые и
моторные навыки, независимо от того, каков их интеллектуальный уровень (Wolff, 1991).
Методы лечения шизоидного расстройства личности
Уже социально изолированные, люди с этим расстройством личности, как правило, начинают
лечение только по причине какого-то другого расстройства, например из-за алкоголизма. Они часто
сохраняют дистанцию между собой и терапевтом, по-видимому, не беспокоятся о ходе лечения и в их
состоянии происходят, в лучшем случае, небольшие улучшения (Quality Assurance Project, 1990; Siever,
1981).
Когнитивным терапевтам иногда удается помочь этим людям испытать более позитивные
эмоции (Beck & Freeman, 1990). Их приемы включают в себя ознакомление пациента со списком
эмоций, над которым тот должен поразмышлять, или просьбу вспомнить и описать какие-то приятные
ситуации. Терапевты-бихевиористы иногда успешно прививают своим клиентам социальные навыки,
используя в качестве средств ролевые игры, контролируемое воздействие неприятных пациенту
стимулов (exposure techniques) и домашние задания (Beck & Freeman, 1990). Групповая терапия,
очевидно, полезна, когда она создает обстановку, безопасную для социального контакта (Vaillant &
Perry, 1985), хотя люди с шизоидным расстройством могут испытывать дискомфорт от любых попыток
заставить их принять участие в какой-то деятельности (Gabbard, 1990). Как и в случае параноидного
расстройства личности, медикаментозная терапия оказывается малоэффективной (Liebowitz et al., 1986).
Шизотипическое расстройство личности
Люди с шизотипическим расстройством личности сталкиваются со множеством межличностных
проблем, характеризуемых крайним дискомфортом в близких отношениях, очень странными формами
мышления и восприятия и эксцентричным поведением (АРА, 1994). Испытывая тревогу в окружении
других, они стремятся уединиться и иметь лишь несколько близких друзей. Многие чувствуют себя
очень одинокими. Данное расстройство личности
носит более тяжелый характер, чем параноидное и
шизоидное, как мы видим это в случае с Харолдом.
Харолд был четвертым из семи детей... «Утенок», как звали Харолда, всегда был замкнутым,
напуганным и «глуповатым» подростком. Прозвище «Утенок» отражало его необычную походку
вразвалочку; в устах окружающих оно носило презрительный и насмешливый оттенок. Харолд редко
играл со своими братьями и сестрами или соседскими детьми; его безжалостно дразнили за походку и
за то, что он боялся озорных ребят. Харолд был первым козлом отпущения во дворе; его пугал даже
самый безобидный взгляд в его сторону...
Семья Харолда была удивлена, когда он показал хорошую успеваемость в первые несколько лет
обучения в школе. Однако после перехода в среднюю школу у мальчика начали возникать трудности в
учебе. Примерно в возрасте 14 лет его успеваемость стала крайне плохой, он отказывался ходить на
занятия и жаловался на различные физические боли неопределенного характера. К 15 годам Харолд
совсем перестал посещать школу, оставаясь дома в полуподвальной комнате, которую он делил с
двумя младшими братьями. Все в семье начали говорить о нем как о «тронутом». Он размышлял о
«непонятных религиозных вещах, лишенных всякого смысла», начал также рисовать «странные
картинки» и разговаривать сам с собой. Когда ему исполнилось 16, он однажды выбежал из дома с
криком: «Я унесся, я унесся, я унесся...», заявляя, что его «тело унеслось на небеса» и что он должен
бегать по улице, чтобы его вернуть. Любопытно, что этот случай произошел вскоре после того, как
отец подростка был помещен по решению суда в психиатрическую больницу. К 17 годам Харолд только
и делал, что весь день над чем-то размышлял, часто разговаривая вслух на бессмысленном для
окружающих языке; он отказывался садиться за обеденный стол вместе с семьей (Millon, 1969, р. 437-
348).
Как это имело место в случае с Харолдом, мысли и поведение людей с шизотипическим
|