Люди с этим расстройством обычно перекладывают все ответственность за свое излечение и
благополучие на терапевта (Beck, 1997; Perry, 1989). Тем самым ключевой вопрос в терапии это то,
как заставить их взять ответственность на себя. Другая трудность заключается в том, что поведение
супруга или родителя может подпитывать симптомы пациента. Поэтому некоторые клиницисты
используют также семейную терапию или независимую индивидуальную терапию для партнера
(Liebowitz et al, 1986).
Лечение зависимого расстройства личности может быть, как минимум, ограниченно успешным.
Психодинамическая терапия, применяемая к людям с этим расстройством, ставит во главу угла многие
из тех же аспектов, что и терапия депрессивных личностей. В частности, одной из главных проблем
лечения становится, как правило, перенос потребности в зависимости на терапевта (Perry, 1989).
Терапевты-бихевиористы часто предлагают упражнения по обретению уверенности, помогающие
клиентам лучше выражать свои желания в отношениях. А когнитивные терапевты стараются помочь
людям изменить свои представления о некомпетентности и беспомощности (Beck & Freeman, 1990).
<Дисфункции в мультипликации. По мере усложнения технологии мультипликации становятся
более сложными и личностные проблемы персонажей мультфильмов. Наверху: беспокойные персонажи
прошлых лет обычно характеризовались какой-то одной негативной чертой личности, как это
демонстрирует приятель Белоснежки Ворчун, второй слева. Внизу: современным персонажам присущ
целый набор деструктивных черт. К примеру, Бивис и Баттхэд отличаются слабой способностью
контролировать свои импульсы, неуважением к правам других людей, ущербными отношениями,
эмоциональной и когнитивной ограниченностью и, в случае Бивиса, подчиненным и зависимым
поведением.>
Наконец, как и в случае замкнутого расстройства личности, может оказаться полезной групповая
терапия. Она обеспечивает поддержку со стороны нескольких людей, оказавшихся в таком же
положении, взамен поддержки со стороны одного-единственного доминирующего человека (Azima,
1993; Perry, 1989). Вдобавок, члены группы могут учиться путем подражания тому, как лучше выражать
чувства и решать проблемы, а также практиковать эти новые модели поведения на групповых занятиях
(Beck & Freeman, 1990).
Обсессивно-компульсивное расстройство личности
Люди с обсессивно-компульсивным расстройством личности (неврозом навязчивых состояний)
придают столь большое значение порядку, достижению совершенства и контролю, что утрачивают
гибкость, непосредственность и работоспособность. Стремление сделать все «правильно» снижает
продуктивность их деятельности, как это произошло в случае с Уэйном.
Уэйну посоветовали обратиться к терапевту после того, как он в течение нескольких месяцев
плохо спал по ночам и становился на работе все более заторможенным и нерешительным. На первом
приеме он сообщил о чувствах вины и крайней неуверенности в себе, а также о продолжительном
периоде напряжения и всеохватывающей тревоги. Терапевт установил, что у Уэйна постоянно
проявлялись эти симптомы. Просто в последнее время они стали более острыми, чем раньше.
Толчком к внезапному усугублению дискомфорта явилось предстоящее изменение его
академической должности. В руководство колледжа пришли новые административные работники, и
Уэйна попросили уйти с поста декана и вернуться к обычной преподавательской деятельности на
факультете. На первых приемах Уэйн говорил в основном о своем страхе снова предстать перед
студентами в аудитории, испытывал неуверенность в отношении того, сможет ли он хорошо
подготовиться к занятиям, и сомневался, сумеет ли поддержать дисциплину среди студентов и
заинтересовать их своими лекциями. Именно озабоченность этими проблемами и не позволяла ему по
его мнению, сосредоточиться на нынешних обязанностях и справляться с ними.
Уэйн ни разу не выразил негодования в адрес новой администрации колледжа за то, что его
собираются понизить в должности. Он неоднократно высказывал свою «полную уверенность» в
«разумности их решения». Однако когда он оказывался с ними лицом к лицу, то замечал, что начинает
запинаться и становится крайне нервозным.
Уэйн был в семье младшим из двух сыновей. Его отец был удачливым инженером, а мать
преподавала в школе. Оба родителя отличались «работоспособностью, аккуратностью и
требовательностью». Жизнь в доме была «тщательно распланирована», «вывешивались графики
|