Navigation bar
  Print document Start Previous page
 497 of 617 
Next page End  

речевых проблем у таких людей — эхолалия, или точное многократное повторение, подобно эху, фраз,
сказанных другими. Человек повторяет услышанные слова с тем же выражением, но без всякого
понимания их смысла. Некоторые повторяют какое-нибудь предложение даже через несколько дней
после того, как они его слышали. Люди, страдающие аутизмом, также могут демонстрировать другие
странности речи, такие как инверсия местоимений или неправильное употребление местоимений —
использование «ты» вместо «я». Когда Марк был голоден, он обычно говорил: «Ты хочешь обедать?».
Кроме того, такие люди могут испытывать трудности с названиями предметов, с использованием
абстрактных понятий, им может быть сложно взять верный тон, говорить спонтанно или понимать речь
других.
Для аутизма также характерны ограниченность воображения, повторяющиеся действия и
ригидное поведение. Дети, страдающие аутизмом, не способны
спонтанно вносить изменения в свою
игру или играть вместе с другими. Обычно малейшее изменение в окружающих предметах, людях, их
повседневной жизни или их повторяющихся действиях заставляют их сильно нервничать. Марк,
например, располагал предметы ровными рядами и громко кричал, когда их сдвигали с места. Точно так
же дети, больные аутизмом, могут реагировать вспышками недовольства на то, что один из родителей
надел новые очки, или на то, что стул в комнате переставили в другое место, или на изменившееся
слово в песне. Каннер (Kanner, 1943) определил такую реакцию как настойчивое требование
единообразия (perseveration of sameness). Другой похожий симптом выражается в том, что многие
больные сильно привязываются к определенным предметам: пластмассовым крышкам, резинкам или
пуговицам. Они могут коллекционировать эти предметы, носить их с собой или постоянно играть с
ними. Некоторые зачарованы движением и могут часами смотреть на вращающиеся предметы, такие
как вентилятор.
Моторные реакции у людей с этим расстройством тоже могут быть необычными. Марк мог
неожиданно прыгнуть, хлопал руками, крутил свои пальцы и корчил гримасы, — эти действия
называются также самостимулирующим поведением (self-stimulatory behaviors). Для некоторых
характерны также самоповреждающие действия (self-injurious behaviors), они, например, ритмично
колотят головой об стену, дергают себя за волосы или кусают части своего тела.
Такие виды поведения служат доказательством того, что структура реакций на воспринимаемые
стимулы у человека чрезвычайно нарушена и противоречива (Wing, 1976; Wing & Wing, 1971). В
некоторых случаях создается впечатление, что окружающие картины и звуки оказывают на человека
чересчур стимулирующее воздействие, и он пытается заблокировать их, в то время как в других случаях
он испытывает недостаток стимуляции и поэтому предпринимает самостимулирующие действия.
Больные могут, например, совсем не реагировать на громкие звуки, но тут же оборачиваться на
шипение газированной воды. Точно так же они могут не замечать, что находятся в чрезвычайно
опасном положении на краю возвышенной площадки, но немедленно определить, что какой-нибудь
маленький предмет в их комнате перенесен на другое место.
Объяснения аутизма
Для объяснения аутизма предлагались различнее гипотезы. Он является одним из тех
расстройств, для которых социокультурному объяснению когда-то, возможно, придавали слишком
большое значение, что повело исследователей по неверному пути. Последние работы в области
психологии и биологии заставили клиницистов в качестве основных причин аутизма выделить
когнитивные ограничения и аномалии головного мозга.
Социокультурная точка зрения. Первое время ученые думали, что главными причинами
аутизма являются неблагоприятные условия в семье и социальный стресс. Например, когда Лео Каннер
(1946, 1954) впервые идентифицировал это расстройство, он доказывал, что определенные свойства
личности родителей создают неблагоприятный климат для развития ребенка и способствуют
возникновению болезни. Такие родители, согласно его описанию, — это очень интеллектуальные, но
холодные люди, «родители-холодильники». Эти утверждения имели чрезвычайно большое влияние на
общественное мнение и на мнение самих родителей о себе, однако позднейшие исследования не дали
никаких подтверждений того, что родители таких детей обязательно являются жесткими, холодными,
пренебрегающими своими обязанностями или страдающими нарушениями психики (Roazen, 1992).
Аналогично, некоторые другие клиницисты предполагали, что высокий уровень социального и
связанного с окружающими условиями стресса может быть одной из причин аутизма. Однако
исследования не подтверждают и эту гипотезу. Ученые, сравнивавшие детей, больных аутизмом, с
Hosted by uCoz