детстве с ним занимались по специальной стимулирующей программе, и дома он всегда пользовался
исключительным вниманием и поддержкой.
Тем не менее Джеффри до сих пор не может хорошо одеваться самостоятельно, его нельзя
оставить одного во дворе, потому что он может поранить себя или уйти бродить на улицу и
потеряться. Учеба в школе дается ему с большим трудом. Учителю приходится говорить медленно и
отдельно объяснять ему задания. При тестировании на коэффициент интеллекта в возрасте 6 лет
Джеффри набрал 60 баллов.
Брайан кажется хорошо адаптированным к своей социальной среде вне школы. Но
ограниченность Джеффри простирается дальше. Кроме того, что у него низкий коэффициент
интеллекта, Джеффри испытывает трудности при выполнении обычных задач как дома, так и в других
местах. Таким образом, диагноз «умственная отсталость» будет более уместным в случае Джеффри, чем
в случае Брайана.
Для оценки адаптивного поведения было разработано несколько шкал (Leland, 1991; Britton &
Eaves, 1986). Но и здесь некоторые люди в своей обыденной жизни функционируют лучше, чем можно
предположить на основе тестирования, тогда как другие не проявляют ожидаемых способностей.
Поэтому врачи обязаны тщательно наблюдать каждого человека в его повседневной жизни, принимая
во внимание как его происхождение, так и стандарты его социального окружения. Тем не менее их
суждения могут оказаться субъективными, и врачи не всегда хорошо знакомы со стандартами
конкретной культурной или социальной среды.
Характеристики умственной отсталости
Наиболее стойким признаком умственной отсталости является то, что человек очень медленно
обучается (Kail, 1992; Hale & Borkowski, 1991). Другие сферы, которые могут быть затронуты этим
расстройством, внимание, кратковременная память и языковые способности (Chamberlain, 1985; Yabe
et al., 1985). Те, кого помещают в специальные учреждения для умственно отсталых, особенно
отчетливо проявляют эти ограничения. Возможно, что подавляющая когнитивную активность среда и
сведенное к минимуму общение больных с персоналом играет здесь свою роль.
В справочнике DSM-IV выделено четыре уровня умственной отсталости: легкая (mild)
(коэффициент интеллекта от 50 до 70), средняя (moderate) (коэффициент интеллекта от 35 до 49),
тяжелая (severe) (коэффициент интеллекта от 20 до 34) и глубокая (profound) (коэффициент интеллекта
ниже 20) умственная отсталость. Американская ассоциация умственной отсталости предпочитает
использовать для своих нужд другую классификацию видов умственной отсталости, построенную на
основе того, в какой степени человек способен вести независимую жизнь, и выделяющую следующие
категории: перемежающуюся (intermittent), ограниченную (limited), обширную (extensive) и
проникающую (pervasive) умственную отсталость.
Легкая умственная отсталость
Примерно 85% всех умственно отсталых людей относятся к категории страдающих легкой
умственной отсталостью (коэффициент интеллекта от 50 до 70) (АРА, 1994). Их иногда называют
«умственно отсталыми, способными к обучению» (educably retarded), поскольку им доступен некоторый
уровень образования, и взрослыми они способны вести самостоятельную жизнь (АРА, 1994). Между
тем в периоды стресса они, как правило, нуждаются в помощи. Они заняты на работах, требующих
сравнительно небольших или средних профессиональных навыков. Слабая умственная отсталость
обычно остается незаметной до тех пор, пока ребенок не начинает ходить в школу и его способности не
подвергаются оценке со стороны школьных педагогов. Интересно, что интеллектуальная
производительность лиц, принадлежащих к этой категории, часто, по-видимому, повышается с
возрастом; некоторые даже как будто перестают быть умственно отсталыми после окончания школы, и
многие из таких людей продолжают вести нормальную жизнь в своей социальной среде.
Легкая умственная отсталость степень умственной отсталости (коэффициент
интеллекта от 50 до 70), при которой человек ограниченно способен к обучению и когда становится
взрослым, может вести самостоятельную жизнь.
Ученые связывают легкую умственную отсталость в основном с социокультурными и
психологическими факторами, особенно выделяя бедную и малостимулирующую окружающую среду,
|