Фетальный алкогольный синдром группа серьезных физиологических расстройств у
ребенка, включающих низкие интеллектуальные способности, маленький вес при рождении и
отклонения в строении рук и лица, появляющихся из-за чрезмерного употребления алкоголя матерью во
время беременности.
Неблагоприятные условия во время родов также могут привести к умственной отсталости.
Например, длительное отсутствие поступления кислорода аноксия (anoxia) во время или сразу после
рождения может вызвать повреждение головного мозга и, как результат, умственную отсталость
ребенка (Erickson, 1992). Также опасность существует в случае рождения недоношенного ребенка. Хотя
преждевременное появление ребенка на свет не обязательно всегда приводит к длительным
расстройствам здоровья, ученые обнаружили, что если вес ребенка при рождении меньше 1,8 кг, то
иногда это может стать причиной его умственной отсталости (Neisser et al., 1996).
Причины, связанные с условиями раннего детства. Также и после рождения, особенно в
возрасте до 6 лет, определенные травмы и несчастные случаи могут отрицательно воздействовать на
интеллектуальные способности и в некоторых случаях становиться причиной умственной отсталости.
Особую опасность представляют отравления, серьезные травмы головы, вызванные несчастным
случаем или жестоким обращением, чрезмерное облучение рентгеновскими лучами и чрезмерное
употребление определенных препаратов. Например, сильное отравление свинцом, когда ребенок
съедает краску на свинцовой основе или вдыхает слишком большое количество автомобильных
выхлопов, может вызвать умственную отсталость (Berney, 1993). Чрезмерные дозы радиации,
отравление ртутью, нитритами или пестицидами могут привести к такому же результату. Кроме того,
определенные инфекционные заболевания, такие как менингит и энцефалит, если их вовремя не
идентифицировать и не провести необходимое лечение, иногда дают осложнение в виде умственной
отсталости (Scola, 1991).
Реабилитация людей с умственной отсталостью
Качество жизни, доступное людям с умственной отсталостью, зависит от того, где они живут, с
кем они живут, насколько они образованны и какие возможности роста существуют для них дома и в их
социальной среде. Поэтому реабилитационные программы для таких людей уделяют особое внимание
социокультурным моментам: созданию комфортабельной и стимулирующей среды, обеспечению
социальных и экономических возможностей и организации соответствующих учебных заведений. Когда
эти требования удовлетворяются, психологическая или биологическая терапия также в некоторых
случаях может принести пользу.
Где лучше жить умственно отсталым людям? Вплоть до последних десятилетий родители
умственно отсталых детей старались как можно скорее отправить их в специализированные
общественные учреждения государственные школы-интернаты. Эти переполненные учреждения
предоставляли лишь самый необходимый и примитивный уход, больные жили в изоляции от общества,
обслуживающий персонал обращался с ними равнодушно, а иногда и жестоко. В 60-е-70-е годы XX
века общество начало проявлять большее внимание к условиям содержания таких больных, и в ходе
более широкого движения деинституционализации (см. главу 12) много умственно отсталых людей
было выпущено из интернатов (Beyer, 1991). Множество людей встали перед необходимостью изменять
свою жизнь и учиться жить в обществе без малейшего адекватного руководства. Как и
деинституционализированных больных шизофренией, их буквально вышвырнули в общество, многие
из них не смогли приспособиться и их пришлось опять помещать в специализированные учреждения.
Государственные школы-интернаты специальные учреждения для содержания умственно
отсталых людей, финансируемые государством.
Реформы последних десятилетий привели в США к созданию небольших интернатов, где людей
учат самостоятельности, персонал посвящает больше времени заботе о пациентах, больным
предоставляют необходимые медицинские услуги и дают образование. Многие из таких интернатов, а
также и другие общественные учреждения для умственно отсталых людей следуют принципу
нормализации, впервые провозглашенному в Дании и Швеции. Они создают людям, в них
проживающим, условия, подобные тем, что существуют в обществе за стенами учреждения, включая
гибкий распорядок дня, нормальную развивающую среду, самоопределение, сексуальные и социальные
возможности и экономическую свободу (Baldwin, 1985). Растет количество групповых домов,
маленьких филиалов больших интернатов и независимых маленьких учреждений, каждое из которых
применяет принцип нормализации, обучая людей, страдающих умственной отсталостью, жить в
|