Другая группа проблем, связанных с развитием, это расстройства коммуникативных навыков
(АРА, 1994). Дети с фонологическим расстройством (phonological disorder) не могут научиться
правильно произносить звуки в том возрасте, когда другим детям это обычно удается, и их речь часто
похожа на лепет младенца. Те, кто страдает экспрессивным расстройством речи, испытывают
затруднения при выражении своих мыслей и чувств средствами языка. Они с трудом запоминают новые
слова, регулярно укорачивают предложения или очень медленно развивают языковые навыки. Дети со
смешанным рецептивно-экспрессивным расстройством речи (mixed receptive
/
expressive language
disorder) испытывают трудности как при понимании речи других, так и при использовании речи для
выражения собственных мыслей и чувств. Те, кто страдает от заикания, проявляют нарушения
нормальной плавности и синхронности речи. Они могут повторять, затягивать звуки, вставлять лишние
звуки, делать паузы внутри слов или произносят слова с большим физическим напряжением.
И, наконец, у детей с расстройствами координации движений (developmental coordination
disorder) координация моторной деятельности намного ниже, чем у других детей того же возраста (АРА,
1994). Юные жертвы этого расстройства выглядят неуклюжими и очень медленно усваивают такие
навыки, как завязывание шнурков, застегивание пуговиц на рубашках или молний на брюках. Дети
более старшего возраста, страдающие этим расстройством, могут испытывать большие затруднения при
собирании головоломок, построении моделей, игре в мяч, письме или печатании на клавиатуре.
Работы, посвященные данной теме, связывают перечисленные здесь разнообразные расстройства
с генетическими дефектами, родовыми травмами, отравлением свинцом, неправильным питанием,
сенсорными или перцептивными нарушениями и плохим обучением (Erickson, 1997; Gelfand et al.,
1982). Однако каждая из этих гипотез недостаточно поддержана специальными исследованиями, и
точные причины таких расстройств развития пока неизвестны. Некоторые
из этих расстройств
поддаются лечению специальными методами (Merzenich et al., 1996). Например, специальные методы
обучения чтению (reading therapy) хорошо помогают при легкой форме расстройства чтения, а занятия с
логопедом способны почти полностью устранить дефекты речи в большинстве случаев фонологических
расстройств (Merzenich et al., 1996). Более того, некоторые расстройства иногда исчезают до
достижения зрелого возраста без всякого терапевтического вмешательства.
Причисление проблем с обучением, коммуникацией и координацией к психологическим
расстройствам очень спорно. Многие клиницисты рассматривают их как чисто образовательные и
социальные проблемы, которые нужно адресовать школе и семье. Однако составители справочника
DSM-IV приводят довод, что нарушение нормальных функций, вызываемое данными расстройствами, и
их частая связь с другими психологическими проблемами оправдывают включение их в специальную
клиническую классификацию (Mishna, 1996). Особенного внимания заслуживают работы, которые
обнаруживают существование повышенного риска депрессии и даже самоубийств среди подростков,
испытывающих определенные проблемы этого типа, в особенности среди страдающих расстройствами
навыков обучения (Huntington & Bender, 1993).
<Вопросы для размышления. В прошлом о ребенке с одним из описанных расстройств могли
просто сказать, что он плохо умеет читать, или неуклюжий, или еще что-нибудь подобное. Каковы
преимущества классификации таких проблем как клинических расстройств? Могут ли быть также и
недостатки в таком взгляде? Должны ли эти нарушения включаться в справочник DSM-IV в качестве
психических расстройств?>
---
Резюме
Аутизм и умственная отсталость это расстройства, которые начинают проявляться в раннем
детстве и продолжаются, как правило, всю жизнь.
Аутизм. Люди, страдающие аутизмом, очень слабо реагируют на других людей, плохо усваивают
навыки, необходимые для общения, склонны к чрезвычайно ригидному поведению и повторяющимся
действиям. Они могут демонстрировать, например, настойчивые требования единообразия
(perseveration of sameness), исключительную привязанность к каким-нибудь предметам,
самостимулирующее поведение и самоповреждающие действия. Ведущие подходы к объяснению этого
расстройства указывают на когнитивные нарушения, такие как неспособность выработать теорию
разума, и биологические аномалии, такие как аномальное развитие мозжечка. Терапия в случаях
аутизма направлена на то, чтобы помочь таким людям адаптироваться к их окружающей среде. Хотя
никакой терапевтический подход не способен полностью изменить аутистическую схему, некоторые из
|