Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 617 
Next page End  

Некоторые проблемы личности или поведения индивида первоначально возникают из-за
повреждений мозга или при изменениях мозговой деятельности. Травмы головы, опухоли мозга,
дисфункция мозга, алкоголизм, инфекции и другие нарушения — все это может вызвать органические
нарушения. Если предстоит серьезно лечить психическое расстройство, необходимо знать, не лежат ли
в его основе какие-либо физиологические нарушения в мозгу (Mattis & Wilson, 1997).
Неврологический тест тест, непосредственно измеряющий структуру или активность
мозга.
Нейропсихологический тест
— тест, при помощи которого выявляются мозговые нарушения
измерением когнитивных и моторных характеристик, а также способности восприятия.
Существуют методики, которые могут помочь при выявлении патологий мозга. В последнее
время разработано несколько неврологических тестов, направленных на прямое измерение структуры
мозга и его активности. Сюда относятся аксиальная компьютерная томография (computerized axial
tomogram, CAT scan), при которой рентгеновские лучи принимаются от мозга под разными углами;
электроэнцефалография, при этой процедуре электрические импульсы мозга собираются при помощи
проводов, прикрепленных к голове; позитронная эмиссионная томография (positron emission tomogram,
PET scan), компьютерная запись уровня химической активности мозга, а также магнитно-резонансная
томография (МРТ) (magnetic resonance imaging, MRI), при этой процедуре используется особое
магнитное свойство определенных атомов, входящих в состав тканей, чтобы воссоздать подробную
картину структуры мозга (Janicak & Winans, 1997).
Будучи очень тонкими, подобные неврологические процедуры все-таки не всегда способны
выявить скрытые патологии мозга. Нейропсихологические тесты, разработанные в последнее время,
хотя и имеют менее непосредственный подход при обследовании, могут выявить больше результатов.
При проведении нейропсихологических тестов, для выявления более широких проблем, связанных с
мозгом, в качестве показателей оцениваются когнитивные и моторные характеристики, а также
способность восприятия (Butters et al., 1995; Matarazzo, 1992). Повреждения мозга особенно сильно
влияют на зрительное восприятие, кратковременную память и визуально-моторную координацию,
поэтому при проведении тестов в основном обращается внимание на данные области.
<Электроэнцефалограмма. Электроды, прикрепленные к черепной коробке, выявляют
электрические импульсы мозга. Затем эти импульсы превращаются в чернильные линии на
вращающейся разграфленной бумаге, чтобы воспроизвести электроэнцефалограмму.
Электроэнцефалограмма в приведенном примере измеряла колебания мозга 4-месячного ребенка,
которого стимулировали показом игрушек, и она оказалась единственным значительным показателем
активности мозга.>
Грусть и мозг. Позитронная эмиссионнная томограмма (PET scan) человека с грустными
мыслями показывает, какие области активности мозга соответствуют подобным изменениям
настроения.
Визуально-моторный гештальт-тест Бендера (Bender Visual-Motor Gestalt Test), один из
наиболее широко используемых нейропсихологических тестов, состоит из 9 карточек, на каждой из
которых изображен простой рисунок (Bender, 1938) (см. рис. 3.3). Участвующие в гештальт-тесте
Бендера рассматривают по одному рисунки на карточках и копируют их на листке бумаги. Позже они
пытаются вновь нарисовать по памяти эти рисунки. К 12-ти годам большинство людей способны
запомнить и воспроизвести эти рисунки. Заметные ошибки в точности изображения считаются
Hosted by uCoz