в «чистом виде» рассматриваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно
ориентироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием решения
соответствующей задачи (в этом плане А. тесно связана с процессом внимания).
А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.
Эмпирическому и
теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная А.
Формальная А. состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и
независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выражение его результата
возможно только в мысленном плане (в А.). Так, геометрическая форма тела сама по себе реально не
существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. она мысленно выделяется,
фиксируется, напр. с помощью чертежа, и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах.
Одна из основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого множества
предметов и в фиксации этих свойств к.-л. знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида
называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится
представителем соответствующего класса предметов и позволяет отличить этот класс от всех др. (напр.,
все тела прямоугольной формы отличить от тел др. форм). Этот комплекс, фиксированный к.-л. знаком,
становится его значением.
На основе системы взаимосвязанных значений эмпирическое мышление
строит различные классификации, каталоги и определители, которые позволяют человеку в
сокращенном виде охватывать чувственное многообразие предметов сообразно их общим свойствам.
Значения слов повседневного языка и специальных слов-терминов, создаваемые на основе формальной
А., являются носителями таких сокращений.
Содержательная А. вычленяет те свойства, стороны и состояния предмета, которые сами по
себе обладают относительной самостоятельностью. Эта А. отражает становление подобной
самостоятельности и его результат, имеющий форму сравнительно простого и однородного состояния.
«Абстрактное» как результат А. обозначает, т. о., нечто выделенное, одностороннее, простое,
приобретшее относительную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит
«конкретное» как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мышление
человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации
воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное
(осуществляется в форме А.), и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом
единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретического мышления.
В психологии наиболее подробно и тщательно изучены особенности формальной, или
эмпирической, А., чаще всего встречающейся в повседневной жизни и в учебной практике. Она
является основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам. Этот вид
А. служит предпосылкой собственно теоретического мышления, которое опирается еще и на
содержательную А. До сих пор психологические характеристики этого вида А. и закономерности ее
развития у детей изучены слабо.
В психолого-педагогической литературе правомерно отмечается необходимость повышения
уровня абстрактности мышления школьников для полноценного усвоения ими современных научных
знаний. Как показывают специальные исследования, у детей следует, по возможности, рано начинать
формировать способность к точному вычленению и длительному мысленному удержанию к.-л.
существенных свойств и отношений предметов с целью их дальнейшего изучения «в чистом виде».
Особенно перспективно воспитание у уч-ся способности к образованию содержательных А. и к
оперированию ими. В процессе обучения можно формировать такой уровень и такие виды А., которые
соответствуют основным требованиям современного научного мышления. См. Развивающее обучение.
АБУЛИЯ (от греч. abulia
нерешительность) психопатологический синдром,
характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением
воли.
В
зависимости от причины А. м. б. кратковременным, периодически возвращающимся или
постоянным состоянием. Тяжелая А. признак кататонической формы шизофрении,
циркулярного
психоза. А., как правило, возникает при массивных поражениях лобных долей мозга. А. м. б.
симптомом, указывающим на начальную стадию психического заболевания как у взрослых, так и у
детей. Нерезко выраженная А. иногда наблюдается и при некоторых пограничных состояниях (напр.
при психоневрозах). А. не следует смешивать со слабоволием, являющимся следствием неправильного
воспитания. Ср. Гипобулия. (Е. Д. Хомская.)
АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ (от лат. aversatio
отвращение) общее название группы
терапевтических методов, основанных на применении неприятных (аверсивных) стимулов,
вызывающих у клиента неприязнь, отвращение, крайне неприятные, болезненные ощущения; относится
|