Давно ведущиеся споры о природе Г. выявили принципиально разные подходы. Напр., в конце
XIX в. фр. специалист по судебной медицине Огюст Тардье расценивал Г. как моральное и физическое
уродство, проявляющееся даже в анатомо-морфологии половых органов и требующее карательных мер,
вплоть до кастрации. Тогда же нем. юрист Карл Ульрихс выдвинул идею, что гомосексуалисты (в его
терминах, «уринги» в честь их покровительницы греч. богини Урании) жертвы неправильного
эмбриогенеза, при котором гениталии развиваются по мужскому, а мозговые отделы по женскому
типу, вследствие чего уринги представляют собой женские души, заключенные в мужские тела. Р. фон
Крафт-Эбинг и Генри Х. Эллис считали Г. не патологией, а особой аномалией (подобно дальтонизму).
З. Фрейд объяснял Г. особенностями психосексуального развития. По мнению И. С. Кона, наиболее
разработанными и поддерживаемыми являются 2 попытки объяснить Г. Согласно медико-
биологическому подходу (теория инверсии), Г.
половое извращение,
возникающее вследствие
неправильной половой идентификации в раннем возрасте под влиянием родителей. Теория
сексуальной ориентации квалифицирует Г. как процесс девиантного психосексуального развития, при
котором в предподростковом и подростковом возрасте под влиянием сверстников у индивида
складываются гомосексуальные эротические предпочтения.
Вопрос о том, что представляет собой Г. заболевание, половое извращение, порок,
врожденную аномалию, свойство личности или что-то еще, далеко не решен: ни одна из теорий не
объясняет всех известных фактов и механизма возникновения гомосексуального влечения. Положение
осложняется нередким чередованием и сосуществованием гомо- и гетеросексуальных форм поведения.
В середине XX в. Альфред Кинзи продемонстрировал, что гомо- и гетеросексуальность представляют
собой не изолированные явления, а крайние полюсы шкалы, центр которой занимают бисексуалы.
Существует также псевдо-Г. ложный, или ситуативный, Г. (термин предложен Крафт-Эбингом;
Фрейд пользовался понятием случайной инвертированности), когда сексуальные контакты с лицами
своего пола обусловлены не направленностью либидо, а вынужденными обстоятельствами
(принуждением, совращением, корыстью и пр.). Гомосексуальные связи, обычно возникающие в
изолированных однополых группах (армия, места заключения), носят суррогатный характер и
прекращаются при нахождении гетеросексуальных партнеров, т. е. могут считаться ложным Г.
Умственно отсталые подростки и алкоголики, совращенные взрослыми гомосексуалистами, также
являются псевдогомосексуалами.
Прямых и четких различий между гомо- и гетеросексуалами среди мужчин не смогли
обнаружить ни генетики, ни эндокринологи. В психическом отношении гомосексуалы, как правило,
совершенно нормальные люди, отличающиеся лишь направленностью либидо. С женским Г. дело
обстоит сложнее: пассивные лесбиянки сохраняют типично женские внешность, одежду, занятия и
хобби, в то время как активные отличаются мужеподобным телосложением, огрубленными чертами
лица, низким голосом, склонностью к типично мужской работе и одежде. Высказывается мнение, что у
первых инверсия приобретенная, а у вторых
следствие врожденного органического изменения
мозга.
Там, где Г. не преследуется законом и обществом, часты устойчивые партнерские пары,
связанные такими же эмоциональными, сексуальными и межличностными взаимоотношениями, как и
гетеросексуальные. Преследование и осуждение Г. приводит к необходимости скрывать
гомосексуальные наклонности и, как следствие, к неустойчивому характеру пар, частой смене
анонимных партнеров. Постоянный страх перед разоблачением приводит к изменениям характера и
поведения, неврозам, депрессиям. Показано, что нет связи между запрещением/разрешением Г. и его
распространенностью: нетерпимость общества приводит лишь к усложнению условий жизни и
социальной адаптации гомосексуалов. Негативное отношение общества родило особый язык костюма,
кодирующий не только гомосексуальную ориентацию, но и предпочитаемую ее форму.
Неприязнь к гомосексуалистам, порою доходящая до гомофобии (иррациональная ненависть к
гомосексуалистам, часто выражающая страх перед собственными сексуальными фантазиями и
импульсами), обычно обосновывается тем, что Г.: а) аморален, греховен по сущности; б) снижает
рождаемость; в) приводит к деградации личности; г) совращает молодежь; д) способствует
распространению венерических заболеваний и СПИДа. Многие из этих обвинений расцениваются
специалистами как «мифы». Напр., тезису о деградации личности противопоставляется достаточно
длинный список гомосексуалов, оставивших заметный след в культуре.
С конца XIX в. началось
движение за легализацию Г. В 1973 г. амер. психиатрическая ассоциация исключила Г. из списка
психических заболеваний.
Лечение Г. базируется на психотерапии (иногда в сочетании с гормонотерапией). Лучшие
|