не сразу, а в ходе последовательной децентрации, освобождения понимания объектов и связей между
ними от восприятия и собственного действия (см. Центрация).
Ни на перцептивном уровне, ни на
уровнях, предшествующих ему, Г. нет.
Истинная Г. появляется на уровне конкретных операций.
Пиаже установил 8 элементарных Г.
логики классов и отношений, сформированность которых в индивидуальном развитии свидетельствует
о том, что ребенок достиг этого уровня. Классификация, сериация, замещение, установление
симметрии это Г. аддитивного порядка. Им соответствуют 4 Г., основанные на мультипликативных
отношениях, т. е. имеющие дело с более чем одной системой классов или отношений одновременно.
Элементарные Г. отличаются от Г. более высокого порядка, составляющих систему пропозициональных
операций, тем, что в основании последних лежит комбинаторная система. Элементарные же Г. еще не
имеют полностью комбинаторного характера.
На уровне формальных операций ребенок может выполнять 16 видов Г. на высказываниях и
гипотезах независимо от их содержания.
Не являясь только логической структурой, Г. в равной мере имеет и логико-психологическую и
социальную природу. Она выступает в качестве формы равновесия действий, как межиндивидуальных,
так и индивидуальных. Др. словами, Г. представляет собой некоторую структуру, которая содержится и
в индивидуально-психологической и социальной деятельности, оказываясь связующим звеном, которое
обеспечивает единство объекта и субъекта, субъекта-индивида и общества. (Е. В. Филиппова.)
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА (англ. group dynamics)
условное название социально-
психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп,
факторам,
влияющим на их сплоченность и эффективность.
ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ (англ. group behavior of animals)
взаимонаправленные, согласованные или совместные действия животных в сообществах (стадах, стаях,
семьях и т. д.). В отличие от простых скоплений животных сообщества характеризуются более или
менее постоянным составом его членов и определенной структурой общения и взаимодействий.
Сообщества м. б. постоянными или временными (напр., сезонными). Структура сообщества
определяется иерархическими отношениями между его членами, т. е. системой соподчинения, при
которой господствующее положение занимает вожак.
Четкость, сложность и постоянство структуры сообщества характеризуют уровень Г. п. ж.
Являясь высшей ступенью биологической интеграции, Г. п. ж. играет большую приспособительную
роль (совместные поиски пищи, защита от врагов, уход за потомством и т. п.). См. также
Демонстрационное поведение животных.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. humanistic psychology)
направление в
западной, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный
человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и
самоактуализация личности,
ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество,
свобода,
ответственность, автономия,
переживание мира, психическое здоровье,
глубинное межличностное
общение, трансценденция и т. п.
Г. п. сформировалась как течение в нач. 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны,
бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с
психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от
внешних стимулов, и, с др. стороны, психоанализу,
критикуемому за представление о психической
жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и
комплексами. Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес
и получила название «третьей силы» в западной психологии.
Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую
стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную
методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к след.: а) человек
целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ
отдельных случаев (case study)
не менее оправдан, чем статистические обобщения;
в) человек открыт
миру, переживание человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; г)
человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д)
человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью
его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря
смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное,
|