соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе
(социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции,
лечению, исправлению или наказанию. Основные виды Д. п.: преступность, алкоголизм, наркомания,
суицид,
проституция, сексуальные девиации. Син. отклоняющееся поведение, девиация. Понятие Д. п.
шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и
«антиобщественное поведение» (асоциальность).
В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению Д. п. Ряд
исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования
социальной организации Д. п. встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации,
когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким
ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты,
резкие изменения в
обществе.
С т. зр. теории аномии (Р. Мертон), Д. п. растет, если при наличии общих целей социально
одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных
групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации,
лицами с Д. п. становятся люди,
социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению
(насилие, аморальность и т. д.), считаются нормальными, или общество относится к ним достаточно
толерантно.
Представляет интерес и популярная в 1960-х гг. концепция стигматизации, привлекшая
внимание к социальной реакции на Д. п. Согласно этой концепции, отклонение является следствием
негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка к.-л. девиации (напр., «врун»,
«алкоголик», «наркоман») и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т. п.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии Д. п.
сконцентрированы на изучении личностных характеристик девиантов, их психического здоровья,
проблеме автоидентификации, интериоризации норм и ценностей, роли внешнего и внутреннего
контроля, на разработке методов психотерапии и психической коррекции лиц с различными формами
девиации. (С. Н. Ениколопов.)
ДЕВИАЦИИ СЕКСУАЛЬНЫЕ см. Половые извращения.
ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio выведение) 1) процесс логического вывода, т. е. перехода от
посылок к заключениям в соответствии с правилами логики; 2) конкретный вывод; 3) родовое
наименование общей теории построения правильных умозаключений; 4) вид умозаключения, в котором
осуществляется переход от общего к частному. В последнем значении дедуктивный вывод не м. б. более
общим, чем посылки (утверждения), приводящие к нему. Посылками м. б. аксиомы, постулаты,
принципы.
Дедуктивный вывод всегда оказывается истинным при: а) истинности посылок, б) правильном
употреблении логических законов; но истинность посылок не м. б. доказана с помощью Д.
Дедуктивная логика ведет свое начало от Аристотеля,
но особенно интенсивно она стала
разрабатываться с XIX в., когда в связи с развитием математической логики начали развиваться учения
о доказательстве, о логическом следовании и т. д.,. о непротиворечивости и полноте дедуктивных
систем. Взгляды на роль и ценность Д. отличались разнообразием. Декарт считал, что Д. дает знание,
полученное путем рассуждения («опосредованное», «опосредствованное»), и противопоставлял ее
интуиции,
посредством которой разум усматривает истину «непосредственно». Ф. Бэкон, Дж. Ст.
Милль, А. Бэн относились к Д. пренебрежительно, считая, что, в противоположность индукции,
она
вообще не дает нового знания. Этот же факт рационалисты Г. Лейбниц и Х. Вольф интерпретировали в
положительном смысле: знания, полученные Д., «истинны во всех возможных мирах». Дедуктивное
знание получается без обращения к эмпирическим фактам, непосредственному опыту. Исходя из этого,
Кант считал необходимым при построении философии опираться не только на Д., но и на
эмпирические факты.
Ограниченность применимости Д. в познании связана г. о. с тем, что Д. предполагает
неизменность предмета рассуждения и, следовательно, исключает представление о предмете как
развивающемся; дедуктивные системы не могут включать противоречия, и потому все противоречивые
отношения действительности в дедуктивном представлении разрываются, теряя целостность; в выводах
дедуктивной системы не может содержаться ничего, что не содержалось бы в посылках (аксиомах,
принципах и т. п.).
Д. имеет свою определенную область применения, в частности, в разработке научных теорий,
позволяя развить теорию до получения всех возможных, необходимо обоснованных выводов и
|