А. Бернштейну,
упражнение это повторение без повторения. При принятии решения наблюдается
соревнование, конкуренция его консервативных свойств, определяемых новизной ситуации, целей и
смыслов возникшей двигательной задачи.
На основании часто интуитивно представляемой внутренней картины Д. и его внешнего
исполняющего рисунка в научной (и художественной) литературе используются многочисленные
противопоставления и метафоры, сопровождающие понятия движения и Д.: мертвое, физическое,
механическое, машинообразное и живое, биологическое, раскованное, творческое, свободное; внешнее
и внутреннее, превращенное, психологическое, осмысленное, духовное и т. п. В психологической науке
создается классификация Д. К выделенным классам относятся управляющие, исполнительные,
утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные (в т. ч.
речевые). Имеются и др. основания для классификации. Д. разделяют на: импульсивные, реактивные и
осмысленные, разумные; регулярные и экстренные и т. п. Наконец, важно разделение Д. на игровые,
учебные, трудовые, сценические, спортивные. Каждое из них оснащается теми или иными внешними
средствами и аксессуарами и требует формирования внутренних средств и способов. См. Двигательный
навык, Движения непроизвольные и произвольные, Операция, Сознательность учения. (В. П. Зинченко.)
ДЕЙТЕРАНОПИЯ (англ. deuteranopia;
от греч. deuteros второй) цветоаномалия
дихроматического (частичного) типа, при которой не функционируют рецепторы, преимущественно
чувствительные к зеленой части светового спектра; проще говоря, слепота к зеленому цвету. Название
мотивировано тем, что зеленый считается 2-м цветом в системе первичных цветов RGB (красный,
зеленый, синий). Для получения желтого цвета путем оптического смешения красного и зеленого
дейтеранопам требуется значительно больше зеленого цвета, чем трихроматам. При Д. светло-зеленый
(с т. зр. нормального зрения) цвет путают с темно-красным. Д. обычно наследственная, сцепленная с
полом аномалия; встречается у 5% мужчин, что в несколько раз превышает частоту ее встречаемости у
женщин; из 3 типов частичной цветовой слепоты Д. самая частая. Ср. Дальтонизм, Протанопия,
Тританопия. См. также Первичные (единичные) цвета, Цветовое зрение. (Б. М.)
ДЕЙТЕРООБУЧЕНИЕ (англ. deutero-learning; от греч. deuteros второй) термин, который
используется в западной педагогической психологии для обозначения обучения самой учебной
деятельности, т. е. тем умениям, которые развивают способности уч-ся к эффективному учению. (Б. М.)
ДЕКАЛЯЖ (от фр. decalage расхождение, расклинивание) понятие операциональной
концепции интеллекта Ж. Пиаже повторное появление познавательных структур и феноменов в
процессе развития. Пиаже выделяет 2 общих класса таких повторений: вертикальные и горизонтальны
декаляжи.
Вертикальные Д. повторение на новом уровне (этапе) феноменов, которые были преодолены
на предшествующем уровне (этапе) развития. При этом познавательные структуры, появляющиеся на
разных уровнях, обладают формальным сходством; похожи и содержания, к которым они применяются,
но уровни функционирования оказываются принципиально различными на каждом уровне
применяются разные операции. Вертикальные Д. являются показателем постепенной дифференциации
между возможными типами группировок (практическими, логическими, инфралогическими).
Горизонтальные Д. повторения явления в пределах одного и того же уровня. В этом случае
общий уровень функционирования структуры остается одним и тем же, но применение (аккомодация)
ее к разному содержанию протекает асинхронно. Особенно эти повторения проявляются при овладении
понятиями.
При этом, чем больше препятствий оказывает внешняя картина вещей, тем больше
выражено запаздывание в развитии понятий. Напр., дети 7-8 лет могут расположить предметы в серию
по длине или размеру, к 9-10 гг. они способны составить серию по весу, и лишь в 11-12 лет они
приходят к пониманию транзитивности по отношению к объему. Горизонтальные Д. являются
результатом запаздывания между группировками, относящимся к разному содержанию. (Е. В.
Филиппова.)
ДЕКАРТ
РЕНЕ (Descartes, 1596-1650) фр. философ и естествоиспытатель, сыгравший
существенную роль в превращении психологии из умозрительной философской науки в эмпирическую
науку о явлениях сознания.
Используя метод «универсального сомнения» и отвергая все то, в чем мы
можем хоть раз усомниться, как «точку отсчета» для построения философии нового типа, Д. пришел к
выводу, что наиболее достоверным и несомненным для каждого человека является существование его
собственного мышления (под «мышлением» Д. понимает любую осознаваемую субъектом психическую
деятельность): «Я мыслю, следовательно, существую». Все остальное мы воспринимаем через «призму»
нашего сознания. Тем самым, Д. стал родоначальником рационализма в новой философии и
интроспективной психологии.
Д. впервые в истории психологии дал критерий отличия психических
|