АВТОКОРРЕЛЯЦИЯ (англ. autocorrelation) способ обработки сигнала, при котором сигнал
задерживается и затем задержанный сигнал умножается на первоначальный. Помогает выделить
периодические составляющие сигнала.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (англ. movement automatization)
один из способов
формирования ответной реакции оператора, характерный для последнего этапа обучения. На начальном
этапе образования навыка осуществляется сознательная регуляция движений при непосредственном
участии процессов мышления и речи. По мере овладения навыком регуляция отдельных движений
переходит на неосознаваемый уровень, где ведущую роль начинают играть восприятие и ощущения,
особенно кинестезические ощущения.
При изменениях условий деятельности, вызывающих
затруднения в выполнении движений, происходит деавтоматизация движений,
переход регуляции
движений с неосознаваемого уровня на уровень его сознательного регулирования (см. Психическая
регуляция движений). Физиологическая основа А. д. это формирование динамических стереотипов.
См. Двигательный навык. (Н. Д. Гордеева.)
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА
(АОС)
см. Программированное
обучение.
АВТОМАТИЗМ (англ. automatism)
фоновая координация в нижних уровнях построения
движений, создаваемая и активируемая вышележащим уровнем. Напр., при ходьбе (ведущий уровень)
А. синергия ходьбы (см. Мышечные синергии).
А. обладает приспособительной вариативностью и
пластичностью, свойственными тому уровню, на котором он реализуется, поэтому его нельзя
рассматривать как стойкий стереотип. А. представляет собой не самостоятельное движение, а
подсистему коррекций, не требующих своего осознания. (А. И. Назаров.)
АВТОНОМИЯ (от греч. autos сам + nomos закон) (в возрастной психологии) стадия
нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или
выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда А. рассматривается как третий этап
морального развития личности после гетерономии (или конвенциональной морали) и аномии
(доморального этапа). См. также И. Кант, Подростковый возраст.
АВТОНОМНАЯ (или малая) РЕЧЬ (англ. telegraphic speech)
один из ранних этапов
развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.).
Син. телеграфная речь.
По форме «слова» А. р. это по большей части результат искажения детьми слов взрослых или
слогов, иногда повторяемых дважды (напр., «коко» вместо «молоко», «ко но» вместо «спокойной ночи»
и т. п.).
Характерными психологическими особенностями А. р. являются: 1) ситуативность, влекущая за
собой неустойчивость значений «слов», их неопределенность, многозначность; 2) вытекающий из
первой особенности способ «обобщения»
объединение в одном слове разнородных предметов, в
отличие от классификации на основе развернутой речи, отражающей общественный опыт; 3) отсутствие
флексий и синтаксических отношений.
А. р. может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное
время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и
умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих
взрослых, исключающая «подстраивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством
профилактики, а также коррекции (если этот этап развития речи затянулся) А. р. В случаях ее развития
у близнецов рекомендуется, кроме того, их временное разъединение.
АВТОРЕФЕРАТ (от греч. autos
сам + от лат. referre
сообщать) краткое изложение
научного произведения (напр. диссертационного исследования) самим автором.
АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ (англ. authoritarian personality)
комплекс личностных
характеристик, включающий, с одной стороны, переменные когнитивного стиля (ригидность,
нетерпимость к неопределенности и когнитивной сложности, догматизм) и социально-политические
установки с другой (конформизм, консерватизм, этноцентризм, антидемократизм, предубеждения к
меньшинствам, расистские взгляды).
Концепция А. л. разрабатывалась философами, социологами и психологами т. н. франкфуртской
школы (сотрудники Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне), перед которыми
были поставлены задачи выяснения психологических корней антисемитских и профашистских
настроений. Ее главными теоретиками были Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Понятие
и термин «А. л.» предложил Э. Фромм в рамках своего учения о социальных характерах. Большую
известность концепция А. л. получила благодаря выходу в свет в 1950 г. коллективной монографии:
|