Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 640 
Next page End  

АВТОКОРРЕЛЯЦИЯ (англ. autocorrelation) способ обработки сигнала, при котором сигнал
задерживается и затем задержанный сигнал умножается на первоначальный. Помогает выделить
периодические составляющие сигнала.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (англ. movement automatization)
— один из способов
формирования ответной реакции оператора, характерный для последнего этапа обучения. На начальном
этапе образования навыка осуществляется сознательная регуляция движений при непосредственном
участии процессов мышления и речи. По мере овладения навыком регуляция отдельных движений
переходит на неосознаваемый уровень, где ведущую роль начинают играть восприятие и ощущения,
особенно кинестезические ощущения.
При изменениях условий деятельности, вызывающих
затруднения в выполнении движений, происходит деавтоматизация движений,
переход регуляции
движений с неосознаваемого уровня на уровень его сознательного регулирования (см. Психическая
регуляция движений). Физиологическая основа А. д. это формирование динамических стереотипов.
См. Двигательный навык. (Н. Д. Гордеева.)
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА
(АОС)
— см. Программированное
обучение.
АВТОМАТИЗМ (англ. automatism)
— фоновая координация в нижних уровнях построения
движений, создаваемая и активируемая вышележащим уровнем. Напр., при ходьбе (ведущий уровень)
А. — синергия ходьбы (см. Мышечные синергии).
А. обладает приспособительной вариативностью и
пластичностью, свойственными тому уровню, на котором он реализуется, поэтому его нельзя
рассматривать как стойкий стереотип. А. представляет собой не самостоятельное движение, а
подсистему коррекций, не требующих своего осознания. (А. И. Назаров.)
АВТОНОМИЯ (от греч. autos сам + nomos закон) (в возрастной психологии) стадия
нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или
выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда А. рассматривается как третий этап
морального развития личности после гетерономии (или конвенциональной морали) и аномии
(доморального этапа). См. также И. Кант, Подростковый возраст.
АВТОНОМНАЯ (или малая) РЕЧЬ (англ. telegraphic speech)
один из ранних этапов
развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.).
Син. телеграфная речь.
По форме «слова» А. р. — это по большей части результат искажения детьми слов взрослых или
слогов, иногда повторяемых дважды (напр., «коко» вместо «молоко», «ко но» вместо «спокойной ночи»
и т. п.).
Характерными психологическими особенностями А. р. являются: 1) ситуативность, влекущая за
собой неустойчивость значений «слов», их неопределенность, многозначность; 2) вытекающий из
первой особенности способ «обобщения»
объединение в одном слове разнородных предметов, в
отличие от классификации на основе развернутой речи, отражающей общественный опыт; 3) отсутствие
флексий и синтаксических отношений.
А. р. может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное
время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и
умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих
взрослых, исключающая «подстраивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством
профилактики, а также коррекции (если этот этап развития речи затянулся) А. р. В случаях ее развития
у близнецов рекомендуется, кроме того, их временное разъединение.
АВТОРЕФЕРАТ (от греч. autos
сам + от лат. referre
сообщать) — краткое изложение
научного произведения (напр. диссертационного исследования) самим автором.
АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ (англ. authoritarian personality)
— комплекс личностных
характеристик, включающий, с одной стороны, переменные когнитивного стиля (ригидность,
нетерпимость к неопределенности и когнитивной сложности, догматизм) и социально-политические
установки — с другой (конформизм, консерватизм, этноцентризм, антидемократизм, предубеждения к
меньшинствам, расистские взгляды).
Концепция А. л. разрабатывалась философами, социологами и психологами т. н. франкфуртской
школы (сотрудники Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне), перед которыми
были поставлены задачи выяснения психологических корней антисемитских и профашистских
настроений. Ее главными теоретиками были Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Понятие
и термин «А. л.» предложил Э. Фромм в рамках своего учения о социальных характерах. Большую
известность концепция А. л. получила благодаря выходу в свет в 1950 г. коллективной монографии:
Hosted by uCoz