Близкие мысли высказывали естествоиспытатели. А. Ф. Самойлов, оценивая научные заслуги И.
М. Сеченова, говорил: «Наш известный ботаник К. А. Тимирязев, анализируя соотношение и значение
различных частей растения, воскликнул: "лист это есть растение". Мне кажется, что мы с таким же
правом могли бы сказать: "мышца это есть животное". Мышца сделала животное животным...
человека человеком». Продолжая этот ход рассуждений, можно спросить, что есть Д.? Телесный
организм занят. М. б. это есть грация или, в терминах Н. А. Бернштейна, живое движение? Именно на
конечных участках действия Ч. Шеррингтон локализовал ее атрибуты (память и предвидение). К этому
следует добавить утверждение Р. Декарта о том, что действие и страсть одно. А. А. Ухтомский
придал подобным размышлениям вполне определенную форму. Поставив перед собой цель познания
анатомии человеческого духа (Н. В. Гоголь назвал бы его «душевным анатомиком»), Ухтомский ввел
понятие функционального органа индивида. Такой орган есть всякое временное сочетание сил,
способное осуществить определенное достижение. Он подобен вихревому движению Декарта. (Еще раз
вспомним соединенную силу в метафоре Платона.) Такими органами являются: движение, действие,
образ мира, воспоминание,
творческий разум, состояния человека, даже личность.
В своей
совокупности они и составляют духовный организм. По мысли Ухтомского, эти органы,
сформировавшись, существуют виртуально и наблюдаемы лишь в исполнении, т. е. в действии, в
поступке, в эмпирическом действительном бытии. Здесь нет противоречия; так, остановку можно
рассматривать как накопленное движение. Таков, напр., образ, представляющий собой эйдетическую
энергию, накопленную по ходу его формирования. Такая энергия при санкции Д. и смелости духа
воплощается в действие, в произведение.
По сути дела Ухтомский пришел к выводу об энергийной
проекции духовного организма (сочетание сил), в котором имеется место Д.
Было бы преждевременно и опрометчиво идентифицировать функциональные органы, которым
нет числа, с Д., но нельзя не заметить, что они соприродны Д., поэтому она и может «распоряжаться»
ими. Фихте говорил, что человек строит новые органы и функции Д. и сознанием намеченные, др.
словами, Д. выполняет формообразующую функцию, о которой говорилось выше. Она и сама есть
«форма форм». Бывает, что Д. и сознание намечают к созданию органы себе на погибель: «Душу
сражает, как громом, проклятие: / Творческий разум осилил убил» (А. Блок).
Принятие положения об энергийной природе Д. облегчает обсуждение вопросов о ее
местоположении и функциях. В частности, становится понятным положение Гегеля: «Д. есть нечто
всепроникающее, а не что-то существующее только в отдельном индивиде». Д. может находиться между
людьми. Возможно даже единение душ. Д. это дар моего духа другим (М. М. Бахтин). Именно в этом
смысле Д. не может погибнуть, она переходит к другому. Конечно, если этот дар будет принят в себя
другим, а если последний обладает благодарной памятью, Д. сохраняет авторство дарителя. Когда-то в
рус. языке «духовная память» была эквивалентна «завещанию». Д. удивительный дар, который от
дарения не скудеет, прирастает: чем больше даришь, тем больше остается дарителю. Положение о том,
что Д. есть дар духа, не противоречит гегелевскому определению духа: дух есть система движений, в
которой он различает себя в моментах и при этом остается свободным. Значит, Д. соприродна не только
функциональным органам, но и духу.
Еще одно: «место Д. там, где соприкасаются внешний и внутренний миры, где они проникают
друг в друга. Оно в каждой точке проникновения» (Новалис). На языке В. Ф. Гумбольдта и Г. Г. Шпета
это место между внешней и внутренней формами, в точках их взаимодействия и взаимопроникновения.
Обе формы связаны отношениями взаимного порождения. Внешнее рождается внутри, а внутреннее
рождается вовне. Находясь между ними или объемля их, Д., скажем мягко, координирует их
взаимодействие. Возможно, Д. ощущает (сознает) неравенство внешней и внутренней форм и тем
самым выступает источником идей, чувств, действий, в конце концов, источником и движущей силой
развития. Сильная Д. трансформирует отрицат. энергию, порождаемую «избытком недостатка», в
энергию положительную, в энергию созидания и достижений.
Элиот сказал: то, что впереди нас, и то, что позади нас, ничто по сравнению с тем, что внутри
нас. В каждом человеке имеются археологические, или архетипические, пласты, виртуальные формы
поведения, деятельности, знаний, опыта, нераскрытых способностей. Все они труднодоступны не
только постороннему наблюдателю, но и их носителю. Бывает, что все это богатство, как вода, сковано
льдом. «Д. расковывает недра» (О. Мандельштам) и т. о. позволяет им обнаруживать и реализовывать
себя. Бодрствующая Д. всегда находится на грани, на пороге преобразований.
Итак, существует как минимум 3 пространства «между», или 3 границы, где располагается Д.:
между людьми, внешней и внутренней формами самого человека, между прошлым и будущим. Она
выполняет огромную работу, связывая все перечисленные пары по горизонтали, а возможно, и по
|