лишь постулируется. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание «живет» в
деятельности, которая составляет их «субстанцию»; сознание как образ является «накопленным
движением», т. е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и «внешними», т. е.
сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность оно
«встроено» в деятельность и неразрывно с ней.
Развивая идеи Леонтьева, П. Я. Гальперин рассматривал психику как ориентировочную
деятельность,
которая неотторжима от собственно «внешней» предметной деятельности, сама может
считаться «внешней» в том смысле, что ориентировка осуществляется «внешнедвигательным образом»,
и, даже когда она становится «внутренней», это деятельность с предметами внешнего мира; и поэтому
нельзя, строго говоря, противопоставлять психическое как внутреннее деятельности как внешнему.
Действительная противоположность, по Леонтьеву, противоположность процесса (деятельности,
ориентировки, умственных действий и т. п.) и образа (как «накопленного», «остановленного на
мгновение» процесса, как результативного выражения процесса). (Ср. Восприятие.)
Результатами конкретно-эмпирической разработки Е. с. и д. п. являются весьма красивые
исследования, доказывающие, что включение того или иного психического процесса в различные виды
деятельности меняет его результативность и др. свойства: напр., в сюжетно-ролевой игре, являющейся
ведущей деятельностью для дошкольников современного общества, дети обнаруживают гораздо
большую способность к запоминанию к.-л. материала, нежели в условиях общения с
экспериментатором в лаборатории; амплитуда движений раненой руки существенно меняется от
степени осмысленности деятельности для испытуемого (в значимой для субъекта трудовой или
спортивной деятельности восстановление системы движений идет намного быстрее, нежели в условиях
простых механических упражнений); включение в совместную деятельность с др. людьми зачастую
кардинально меняет сложившееся к тому времени к ним отношение и т. п. (Е. Е. Соколова.)
Добавление: Е. с. и д. п. есть не вполне законное расширение результатов исследования
развития сознания и деятельности в онтогенезе на всю человеческую жизнь.
На самом деле, сознание
уже к подростковому возрасту автономизируется от деятельности, и начинается интенсивная работа
подростка по самоопределению.
Подобное расширение вызвано идеологическими причинами, необходимостью следования
марксистско-ленинским догмам: «бытие определяет сознание», «сознание вторично» и т. п. Сов.
психологи были вынуждены не отпускать свое сознание с короткого поводка деятельности. Для
человека типична асимметрия сознания и деятельности. Фихте писал, что человек формирует
деятельности и их органы, «душой и сознанием намеченные». Л. С. Выготский утверждал, что высшие
психические функции источником своего происхождения имеют сознание. Сознание, как и его субъект,
есть часть действительного бытия, писал Г. Г. Шпет.
Согласно М. М. Бахтину,
сознание и
мышление участны в бытии. М. К. Мамардашвили настаивал на существовании единого континуума
бытия-сознания. Трактовка сознания как продукта деятельности есть упрощение действительного
положения и ограничение свободы сознания по отношению к возможному пространству деятельностей.
См. Деятельность как методологическая проблема психологии. (В. П. Зинченко.)
ЕСТЕСТВЕННЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ МЕТАЯЗЫК см. Желание.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (англ. natural experiment)
особый вид
психологического эксперимента,
разработанный известным рос. психологом А. Ф. Лазурским (1874-
1917). Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в
1918 г. вышла в свет книга «Естественный эксперимент и его школьное применение» итог 6-летней
работы кружка, организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории
Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М.
Я. Басов и В. А. Артемов («Естественный эксперимент». М., 1927).
Е. э. соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и
метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится
в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом
исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и
преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э.
позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой,
учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко
дополняется беседой с испытуемым.
Недостаток метода Е. э. сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в
целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного
|