Navigation bar
  Print document Start Previous page
 144 of 640 
Next page End  

Пиаже, как основатель этой концепции, был глубоко убежден в том, что для изучения природы
познания необходимо использовать психологические данные. По его мнению, нельзя реконструировать
генезис человеческого мышления у доисторического человека — мы ничего не знаем о психологии
неандертальца или кроманьонца. Поэтому мы должны обратиться к онтогенезу и именно на детях
изучить развитие логического, математического и физического знания.
Анализируй концепцию генетической психологии, разработанную Пиаже и его учениками, Л. С.
Выготский и его последователи подчеркивают, что нельзя начинать анализ психического развития с
индивида, потому что нет и не м. б. независимости ребенка от общества. Поэтому, признавая факты,
полученные в исследованиях женевских психологов, Выготский и его последователи выступают против
их интерпретации с позиции натуралистического понимания источника и движущих сил развития. (Л.
Ф. Обухова.)
ЖЕСТ (от фр. geste движение, жест; ср. gestion руководство) «выразительное движение
руки, имеющее первоначально импульсивно-инстинктивный характер и понятное в силу
непосредственного отношения, существующего между движением и внутренним состоянием, которое
оно выражает. Различаются Ж. указательные и изобразительные: первые указывают на предмет,
вторые изображают рукой предмет или действие.
Непосредственное выразительное значение Ж. благодаря ассоциации может перейти в условное,
символическое значение; такой искусственный Ж. следует отличать от естественного. Те и др. Ж. при
сознательном употреблении становятся средством психического общения, создается язык Ж.,
наблюдаемый у глухонемых, у ребенка, не владеющего речью, у примитивных народов. По теории В.
Вундта,
таким же путем развилась звуковая речь из естественных выразительных звуковых Ж.»
(Варшава Б. Е., Выготский Л. С., 1931). См. Американский язык жестов, Мимика, Мимико-жестовая
речь, Пантомимика, Слепоглухонемота.
ЖИВОЕ ДВИЖЕНИЕ (англ. living movement)
— биодинамическая структура, характерная для
двигательного поведения живых организмов и по своим функциональным свойствам аналогичная
морфологическому (анатомическому) органу (Н. А. Бернштейн).
Как психологическое понятие Ж. д.
было введено в научный оборот Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко и стало рассматриваться как
«реактивный, развивающийся функциональный орган,
обладающий дифференцирующейся на детали
структурой и собственной биодинамической тканью». Основные свойства: предметность
(детерминация — хотя и неполная, но решающая — структуры и динамики движения предметной
ситуацией, отраженной в образе действующего субъекта); реактивность (в ответ на изменение к.-л.
одной своей детали Ж. д. реагирует изменением ряда др. деталей или даже всей своей структуры);
способность к развитию и распаду в онтогенезе;
чувствительность к ситуативным изменениям и
сдвигам в функциональных состояниях индивида, а также к отдельным элементам исполнительного
действия. См. Гетерогенность живого движения. (А. И. Назаров.)
ЖИВОЕ ЗНАНИЕ — см. Знание живое.
ЖИЗНЬ (англ. life).
Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и
возвращение в него результатов — задача, которая рано или поздно возникает перед наукой.
Препятствием на пути к ее решению служит противоречие между богатством представлений о Ж.,
множественностью ее образов и скудостью односторонних абстракций, часто не имеющих отношения к
Ж. во всем богатстве ее проявлений. В сов. науке бытовало (а в сов. Ж. практиковалось) столь же
бесспорное, сколь и бессодержательное определение Ж. как способа существования белковых тел. Об
этом страстно писал А. А. Ухтомский:
«Наука — это принципиально связное миропонимание... или
"жизнепонимание". Поэтому — проступок против основного принципа науки, когда хотят понимать Ж.
с ее к.-н. одной стороны. Так грешит современная физиология, современная биология, так грешил и
грешит материализм всех времен». Ухтомского не удовлетворяло, что подобные определения Ж. не
имеют отношения к интересам непосредственного сознания, философии, добавим — и психологии.
Определение Ж. должно основываться на ценности ее. Ухтомский дал такое «определение»
(1927): «Ж. — асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее
в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении. Энергический химический элемент
ставит живое вещество перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то — смерть,
а если тотчас использовать его активно, то — вовлечение энергии в круговорот Ж., строительство,
синтез, сама Ж. В конце концов один и тот же фактор служит последним поводом к смерти для
умирающего и поводом к усугублению Ж. для того, кто будет жить». В этом определении не
равновесие, а несоответствие, несимметричность есть норма.
В Ж. преобладает дисгармония.
Равновесие — лишь момент, условием которого являются постоянные устремление и движение.
Hosted by uCoz