средства достижения к.-л. значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа
удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Основные теоретические подходы к
исследованию А. м. б. обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационнный (см.
Гипотеза фрустрацииагрессии) и бихевиористский. (С. Н. Ениколопов.)
АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ (англ. adaptation syndrome) совокупность адаптационных
реакций организма (человека и животных), носящих общий защитный характер и возникающих в ответ
на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия
стрессоры.
Функциональное состояние,
развивающееся под действием стрессоров, называется стрессом. Понятие
А. с. было предложено канадским физиологом-эндокринологом Гансом Селье (1936). Основными
симптомами А. с. являются увеличение коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы,
селезенки и лимфатических узлов, нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада. В
развитии А. с. обычно выделяют 3 стадии. 1-я «стадия тревоги»
продолжается от нескольких
часов до 2 сут и включает две фазы шока и противошока, на последней из которых происходит
мобилизация защитных реакций организма. Во время 2-й стадии А. с. стадии сопротивляемости
устойчивость организма к различным воздействиям повышена. Эта стадия либо приводит к
стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией А. с. стадией
истощения, которая может окончиться гибелью организма (см. Адаптация).
АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare приспособлять) в широком смысле приспособление к
изменяющимся внешним и внутренним условиям. А. человека имеет два аспекта: биологический и
психологический.
Биологический аспект А. общий для человека и животных включает приспособление
организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды:
температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к
изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа или ограничению его функций (см. также
Акклимация). К проявлениям биологической А. относится ряд психофизиологических процессов, напр.
световая адаптация (см. А. сенсорная).
У животных А. к таким условиям осуществляется лишь в
пределах внутренних средств и возможностей регуляции функций организма,
человек же использует
разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (жилища, одежду,
средства передвижения, оптическую и аккустическую аппаратуру и т. д.). Вместе с тем у человека
обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических
процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
Изучение физиологических регуляторных механизмов А. имеет большое значение для решения
прикладных проблем психофизиологии, медицинской психологии, эргономики и др. Особый интерес для
этих наук представляют адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия
значительной интенсивности (экстремальные условия), которые нередко возникают в различных видах
профессиональной деятельности, а иногда и в повседневной жизни людей; совокупность таких реакций
называется адаптационным синдромом.
Психологический аспект А. (частично перекрывается понятием Адаптации социальной)
приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями
этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.
Процесс активного
приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.
Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как
в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению общественной
группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной А. взаимодействие (в т. ч.
общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством
достижения успешной социальной А. являются общее образование и воспитание, а также трудовая и
профессиональная подготовка.
Особые трудности социальной А. испытывают лица с психическими и физическими
недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует
применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции
нарушенных и компенсации отсутствующих функций (см. Специальная психология).
Спектр изучаемых в психологии процессов А. весьма широк. В дополнение к отмеченным
сенсорной А., социальной А., А. к экстремальным условиям жизни и деятельности, в психологии
изучались
процессы А. к инвертированному и смещенному зрению,
получившие название
перцептивной, или сенсомоторной А. Последнее название отражает то значение, которое имеет
двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях.
|