процесса зависит от сложности формы. В среднем через 300 мс после предъявления стимула процесс
построения зрительного образа оказывается завершенным и приобретает свои хорошо известные
характеристики: общую пространственную стабильность, подвижность локальных объектов,
инвариантность видимых форм относительно цвета, пространственного положения и состояния
движения. (Б. М. Величковский.)
_И_
ИГНОРИРОВАНИЯ СИНДРОМ (англ. neglect).
Возникает в основном при правополушарных
поражениях мозга. Проявляется в «невосприятии» стимулов, расположенных в левой половине
пространства: больные не воспринимают стимулы в левом зрительном поле, не реагируют на звуки,
предъявляемые слева, не пользуются левой рукой, читают только правую половину текста или слов, не
надевают одежду слева, не бреют левую половину лица и т. д. Патофизиология синдрома не изучена.
Одни авторы связывают его с нарушением чувствительности, др. с нарушением синтеза
мультимодальной информации, третьи с явлениями одностороннего невнимания. Наиболее часто
наблюдается при поражениях нижнетеменной доли правого полушария, реже третичных отделов
лобной доли, поясной извилины. (Е. Д. Хомская.)
Добавление: Имеются данные, показывающие, что игнорируемые объекты или их части
подсознательно влияют на поведение пациентов: напр., больная, которой демонстрируют картинку
дома с признаками пожара на левой стороне, считает, что с домом «все в порядке»; однако когда ей
предлагают выбрать изображение дома, в котором она хотела бы жить, то ее выбор всегда падает на
изображение негорящего дома. Ср. Подпороговое восприятие. (Б. М.)
ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. play)
один из видов активности человека и
животных. И. форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени
эволюции животного мира (см. Игра у животных).
Детская И. исторически возникший вид
деятельности,
заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между
ними в особой условной форме. И. (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью
ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения
в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход
ребенка к новой, высшей ступени его развития.
И. изучается различными науками историей культуры,
этнографией, педагогикой,
психологией, этологией и т. д. Специальное исследование И. животных и человека впервые провел нем.
ученый Карл Гроос, который отмечал упражняющую функцию И. По его данным, И. возникает у тех
животных, у которых инстинктивные формы поведения недостаточны для приспособления к
изменчивым условиям существования. В И. у этих животных происходит предварительное
приспособление (предупражнение) инстинктов к будущим условиям борьбы за существование.
Существенным дополнением к этой теории явилась работа К. Бюлера. Он считал, что стремление
к И., повторению одних и тех же действий поддерживается «функциональным удовольствием»,
получаемым от самой деятельности. Ф. Бойтендайк основные особенности И. связывал с характерными
чертами поведения, свойственными растущему организму: 1) ненаправленностью движений; 2)
импульсивностью;
3) наличием аффективных связей с окружающими; 4) робостью, боязливостью и
застенчивостью. Эти черты поведения ребенка при определенных условиях порождают И. Данные
теории, несмотря на различия, отождествляют И. животных и человека.
И. у животных форма манипулятивной сенсорно-двигательной активности в период,
непосредственно предшествующий половой зрелости, с биологически нейтральными предметами или
партнерами. В И. у животных совершенствуются сенсорно-двигательные компоненты и координация
основных видоспецифических актов поведения. И. у животных распространена г. о. у высших
млекопитающих, особенно у хищников и приматов. В
своих высших формах И. сочетается с
ориентировочно-исследовательским поведением.
Большое внимание детской И. уделяется сторонниками психоанализа. В русле этого направления
И. рассматривается как выражение бессознательных тенденций в символической форме. При этом
считается, что развитие И. в дошкольном детстве определяется сменой основных стадий
психосексуального развития ребенка (оральная, анальная,
фаллическая). Нарушения развития на
каждой из стадий обязательно проявляются в И. В связи с этим разработана и получила большое
распространение игровая терапия как форма коррекционной работы с детьми (выражение подавленных
|