пальцы и одновременно прикоснемся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем
воспринимать не 1 шарик, а 2.
Иллюзии также могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий.
Таковы, напр., контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Д. Н.
Узнадзе.
После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине,
объему и т. п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные:
большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т. д.
Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений:
после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или
соленого усиливается чувствительность к сладкому и т. п. См. Безориентирное поле (автокинетическая
иллюзия), Иллюзия Луны, Индуцированное движение, Индуцированные (фехнеровские) цвета,
Кажущееся движение, Маха полосы, Окулогравическая иллюзия, Оптико-геометрические иллюзии,
Пульфриха стереоэффект.
ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНЫЕ см. Иллюзии восприятия, Оптико-геометрические иллюзии.
ИЛЛЮЗИЯ АРИСТОТЕЛЯ (англ. Aristotle's illusion) иллюзия осязания: небольшой предмет
(шарик, кончик носа, край стола) помещают между (под) скрещенными пальцами (проще использовать
средний и указательный пальцы) так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, а др.
пальца с наружной. При движениях пальцев (и руки) по предмету (вперед-назад) через некоторое
время (иногда нескольких мин) возникает впечатление, что пальцы касаются 2 предметов. Иллюзия
возникает быстрее при закрытых глазах. См. также Иллюзии восприятия.
ИЛЛЮЗИЯ ЛИНКА см. Кажущееся движение.
ИЛЛЮЗИЯ ЛУНЫ (англ. moon illusion)
зрительная иллюзия, известная со времен
Античности. Видимый (кажущийся) размер небесного тела Луны или Солнца примерно в 1,5 раза
больше, когда оно находится низко над горизонтом, чем тогда, когда оно находится высоко в небе (в
зените). Объяснить кажущийся вид Луны пытались многие философы и ученые XVII-XVIII вв. Среди
них отметим Гассенди, Декарта, Гоббса,
Молине, Уоллеса, Беркли, Канта.
В экспериментальной
психологии интерес к И. Л. пробудился после исследований Боринга в 1940-х гг. В них было
установлено, что Луна на горизонте видится не только больше, но и ближе. Этот факт создает
трудности для традиционного объяснения видимого размера Луны у горизонта посредством гипотезы
об инвариантности отношения между размером и удаленностью в феноменальном пространстве.
Делались попытки снять возникшие затруднения на основе различения «перцептивной»
(неосознаваемой) и «интеллектуальной» оценок удаленности: первая влияет на видимый размер,
который, в свою очередь, учитывается наблюдателем при сознательной оценке удаленности Луны на
горизонте. В др. варианте акцент переносится на оценку видимой удаленности Луны в зените, где
перцептивная оценка является неопределенной из-за недостатка признаков удаленности, в силу чего и
возникает необходимость в использовании видимого размера как признака удаленности. (Б. М.)
ИМАГИНАТИВНЫЙ
психический процесс, связанный с воображением (фантазией).
Син.
имажитивный.
ИМАГОГИКА см. Онтотерапия.
ИМАЖИТИВНЫЙ см. Имагинативный.
ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ (от лат. imbecillus
слабый, немощный)
умственная отсталость
средней тяжести (между дебильностью и идиотией).
ИМИТАТОР см. Тренажер.
ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (англ. implicit personality theory)
житейские,
обыденные, ходячие представления о взаимосвязях между свойствами и чертами личности (напр., «если
ревнует, то любит»; «полные люди добряки»). Подобные представления необязательно должны быть
осознанными; атрибут «имплицитный» указывает как раз на то, что они могут функционировать на
уровне неосознаваемых, интуитивных установок (ожиданий). Этот термин ввели Дж. Брунер и Р.
Тагиури (Bruner J. S., Tagiuri R., 1954). (Б. М.)
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (от лат. impresso впечатление) термин, обозначающий одну из
сторон речевой деятельности восприятие и понимание речи. Устная И. р. выражается в слуховом
восприятии устной речи, письменная И. р. в зрительном восприятии текста (чтении). Нарушения
устной и письменной И. р. характерны для различных форм афазии и обусловлены дефектами
различных звеньев речевой функциональной системы в зависимости от локализации очага поражения в
коре головного мозга (левого полушария у правшей).
Устная И. р. у глухих выражается в зрительном восприятии произносимых слов посредством
|