ощущение цвета, которое можно получить вращением (5-6 об/с) черно-белого диска (диск Бэнхэма) с
концентрическими черными дугами на белой половине круга. Иллюзорный цвет, в который
«окрашиваются» дуги, определяется их локализацией на круге.
ИНЕРТНОСТЬ (от лат. inertia неподвижность, бездеятельность) в более общем значении
качество поведения, выражающееся в затрудненном, замедленном переключении с одного вида
деятельности на др.; в более узком, психофизиологическом значении один из полюсов биполярного
свойства подвижности н. с., показателем принадлежности к которому служит затрудненная «переделка
знаков» положительного и тормозного условных раздражителей (см. Свойства н. с.).
Особенно
выраженные явления И. психических процессов бывают при патологических состояниях мозга, в
частности при поражении лобных долей, где И. может проявляться в виде персеверации.
См. также
Внимание.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. engineering psychology)
область психологической
науки, изучающая процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств.
Иногда И. п. называют технической психологией. Возникновение И. п. обусловлено техническим
прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческих факторов в разработке,
проектировании, конструировании и эксплуатации техники. Главные задачи И. п.: исследование
процессов приема (см. Прием информации), переработки (см. Переработка информации оператором) и
хранения информации человеком в деятельности программирования, управления и контроля за работой
технических устройств, выявление психологических факторов надежности и эффективности систем
«человекмашина» (см. также Большая система, Социотехническая система).
Решение этих задач
обеспечивается профессиографическими и экспериментальными исследованиями механизмов
восприятия, внимания, мышления (см. Оператора мышление), памяти человека в процессе переработки
информации; структуры, динамики и регуляционных исполнительных компонентов этой деятельности;
динамики работоспособности человека-оператора; структуры и механизмов групповой деятельности.
Как прикладная дисциплина И. п. есть применение знаний о закономерностях психических
функций, процессов, состояний и свойств человека к проектированию и эксплуатации систем
«человекмашина» с целью повышения их эффективности и надежности в работе, а также
оптимизации человеческого труда. Специалисты по И. п. принимают участие в решении таких
вопросов, как рациональное распределение функций между человеком и машиной и их интеграция,
определение наилучших условий деятельности человека-оператора. Специальной задачей И. п. является
проектирование деятельности человека-оператора в системе «человекмашина». На основе
инженерно-психологических исследований разрабатываются рекомендации, относящиеся к
оформлению средств отображения информации (см. Панель информации, Индикаторы, Мнемосхемы),
органов управления и рабочего места оператора или пульта управления в целом: решаются такие
задачи, как отбор, обучение и тренировка операторов. Знание закономерностей психических явлений
позволяет иногда находить принципиально новые подходы к решению технических задач.
Можно выделить след. направления И. п. 1. Методологические проблемы: определение места и
роли человека в управлении производственными процессами. Совершенствование конструкций машин,
их приспособление к человеку, передача некоторых функций человека машине способствуют
повышению производительности труда, обеспечению условий для повышения трудоспособности
человека, развитию его творческих возможностей. 2. Изучение психофизиологических и
психологических (общих и дифференциальных) характеристик человека-оператора, структуры
операторской деятельности. 3. Системотехническое направление:
решение теоретических и
практических проблем инженерно-психологического проектирования, в т. ч. разработка
информационных моделей,
методик оптимизации компоновки оборудования на пультах управления,
построения средств отображения информации и пультов управления; совершенствование методов и
критериев оценки надежности и эффективности систем «человекмашина». 4. Эксплуатационное
направление:
психологическое обеспечение научной организации труда,
его безопасности и удобства
для человека; разработка методов, критериев и средств контроля работоспособности и состояния
оператора в процессе работы; вопросы групповой психологии; психология управления и др. 5.
Педагогическое направление: вопросы профессионального отбора,
подбора и расстановки кадров
технических специалистов, активизация их подготовки и переподготовки (см. Профессиональная
пригодность).
И. п. тесно связана с др. отраслями психологии, прежде всего с общей, экспериментальной,
социальной, дифференциальной, военной, педагогической психологией, психологией труда,
психофизиологией.
И. п. широко использует экспериментальные методы. В эксперименте
|