Navigation bar
  Print document Start Previous page
 184 of 640 
Next page End  

Инстинктивные действия состоят из комплексов четко скоординированных движений, поз,
звуковых, терморегуляционных, секреторных, кожных и пр. реакций (напр., изменений окраски),
выполняемых в определенной последовательности. Выделяются 2 фазы инстинктивного действия:
более лабильная, подготовительная, или поисковая,
и консервативная, мало изменчивая,
завершающая.
На завершающей фазе выполняются собственно инстинктивные движения
(врожденные двигательные координации).
Биологические аспекты инстинктивного поведения животных, его развитие в филогенезе и роль
фактора эволюции исследует этология. Сравнительная психология и зоопсихология изучают
инстинктивные компоненты поведения как составные части психического отражения на уровне
животного, а также в связи с проблемой зарождения и развития психической деятельности человека.
Добавление ред.: Известный отечественный зоопсихолог Курт Эрнестович Фабри (1923-1990),
автор замечательного учебника «Основы зоопсихологии» (1976), неустанно подчеркивал, что инстинкт
и научение не составляют 2 последовательных стадий в эволюционном развитии поведения; и будучи
компонентами единого процесса поведения, они друг без друга не могут существовать. Иначе говоря, т.
н. «чистых» инстинктов не существует. Поэтому классифицируя, напр., строительство гнезд у
шимпанзе, крыс, птиц, рыб и ос как инстинктивное поведение, необходимо учитывать огромное
разнообразие реальных психофизиологических механизмов такого поведения, оно в значительной
степени м. б. результатом научения и интеллектуального решения. (Б. М.)
ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ (англ. instrumentalism
учение амер. философа Джона Дьюи (Dewey,
1859-1952), согласно которому образы, понятия и теории трактуются как орудия, инструменты,
средства для достижения практического результата, приспособления к среде. На эти идеи Дьюи
опирался Л. С. Выготский при разработке своей концепции знаков как психологических орудий.
Однако между т. зр. Выготского и Дьюи есть большие различия по вопросу о грани между человеком и
животными. Дьюи слишком принизил способности как животных, так и первых людей. По его словам,
«дикарей» от животных отличает способность понимания (или истолкования) т. н. «языка природы»
(примет, сигналов, следов, признаков). Позиция довольно спорная. Даже физиолог И. П. Павлов считал,
что у животных есть то, что у человека он назвал 1-й сигнальной системой.
Др. принципиальное
различие касается способности создания и употребления искусственных знаков (сигнификация).
Выготский считал ее общим свойством людей. Дьюи же полагал, что она отличает культурного
человека от «дикаря». См. Функциональная психология. (Б. М.)
ИНСУЛЬТ (от лат. insulto скачу, впрыгиваю), т. н. «мозговой удар» острое нарушение
мозгового кровообращения (в частности, кровоизлияние). Проявляется головной болью, рвотой,
расстройством сознания, параличами и др. Известны примеры высокой творческой активности после
перенесенного И. См. Апоплексия.
ИНТЕЛЛЕКТ (англ. intelligence;
от лат. intellectus — понимание, познание) — 1) общая
способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и
лежащая в основе др. способность; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей
индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;
3) способность к
решению проблем без проб и ошибок «в уме» (см. Инсайт).
Понятие И. как общая умственная
способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной
адаптацией к новым жизненным задачам.
Р. Стернберг выделил 3 формы интеллектуального поведения: 1) вербальный И. (запас слов,
эрудиция, умение понимать прочитанное); 2) способность решать проблемы; 3) практический И.
(умение добиваться поставленных целей и пр.). В нач. XX в. И. рассматривался как достигнутый к
определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности
познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. В настоящее время
в тестологии принята диспозиционная трактовка И. как психического свойства (способности):
предрасположенности рационально действовать в новой ситуации. Встречается также операциональная
трактовка И., восходящая к А. Бине: И. — это «то, что измеряют тесты».
И. изучается в разных психологических дисциплинах: напр., в общей, возрастной, инженерной и
дифференциальной психологии, патопсихологии и нейропсихологии, в психогенетике и пр. Можно
выделить несколько теоретических подходов к исследованию И. и его развития. Структурно-
генетический подход базируется на идеях Ж. Пиаже,
который рассматривал И. как высший
универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Пиаже выделял 4 типа форм
взаимодействия субъект—среда: 1) формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно
вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма; 2) целостные формы, образуемые
Hosted by uCoz