недостаточная рациональность (особенно в мышлении ребенка); непосредственность усмотрения
решения до выполнения логических операций, характерная, в частности, для визуальных форм
деятельности, в отличие от словесного рассуждения; известный элемент непроизвольности,
случайности возникновения интуитивного решения, типичный для научных открытий, и др. Все эти
признаки характеризуют не механизмы И., не ее сущность, а лишь отдельные стороны ее проявления. В
основе И. лежат особые формы переработки информации человеком, которые м. б. как образными, так и
вербальными и осуществляться произвольно или непроизвольно в зависимости от характера
деятельности. Неверно противопоставлять И. логике: в процессе решения задач эти стороны интеллекта
образуют единое целое.
Механизмы И. состоят в симультанном объединении нескольких информативных признаков
разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения. В таком
одновременном учете различной по своему качеству информации состоит отличие интуитивных
процессов от дискурсивных, в которых в одном мыслительном акте (логическом «шаге») может
учитываться только какая-то одна модификация признаков задачи, связываемых между собой (см.
Мышление дискурсивное).
Структура интуитивного акта индивидуальна и динамична, она содержит
достаточное число степеней свободы в использовании исходных данных задачи. Успешность
интуитивного решения зависит не от выделения какого-то одного информативного признака, а от
сложившейся в ходе поиска мозаики признаков, в которой данный необходимый признак может
занимать различные места. От этого зависит также возможность его осознания в качестве основания
решения.
Ориентиры поиска в интуитивных и дискурсивных процессах не имеют принципиального
различия по составу входящей в них информации. Логические признаки, в т. ч. формальные,
включаются в интуитивно формируемый информативный комплекс и, будучи сами по себе
недостаточными для получения решения, в сочетании с др. информационными связями определяют
направление поиска. Основную роль в И. играют семантические обобщения,
относящиеся к данной
области задач. Такова И. врача или ученого, всесторонне ориентированных в сфере своих задач, или
геометрическая И., также основанная на наличии опыта, связанного с ориентировкой в геометрическом
пространстве. Индивидуальная структура интуитивного акта делает его особо чувствительным к таким
личностным феноменам, как интеллектуальные установки, эмоциональный настрой, способность к
непредвзятым решениям и т. д. Несомненно участие в интуитивных решениях эстетической
информации, восприятие которой у разных людей весьма различно. Поэтому развитие И. связано не
только с приобретением конкретного опыта, но и с общим уровнем развития личности.
ИНТУИЦИЯ СОВЕСТИ (англ. intuition of conscience)
понятие, введенное А. А. Ухтомским.
Он считал интуицию дологическим аппаратом, в который включал наблюдательность, чуткость,
проницательность, в т. ч. и совесть. Вместе с тем последнюю он рассматривал и как относительно
самостоятельный аппарат (функциональный орган),
включающий в себя интуицию. Отсюда
замечательное словосочетание «И. с». И. с. это конкретнейший аппарат познавания-предвидения,
дальнодействующий «рецептор на расстоянии» (совесть), аппарат цельного знания, который руководит
нами обыденно и в мелочах и в крупном. И. с. это «таинственный судящий голос внутри нас,
собирающий в себе все источники и порядки ведения, все унаследованные впечатления от жизни рода и
предупреждающий особыми волнениями и эмоциями высшего порядка о том, что сейчас делается перед
нами» (Ухтомский А. А. Интуиция совести. СПб., 1996. С. 458). Ухтомский связывал этику с И. с.
и признавал за ней права на проектирование действительности. И. с. (или душевные интегралы) в
подсознательной жизнедеятельности человека позволяют предвидеть ситуации, когда нарушение
законов бытия, вносимое проектами действительности, превращает эти законы в законы возмездия. К
сожалению, чем дальше прогрессирует (а не развивается) человечество, тем легче искать примеры
возмездия за нарушения законов бытия. И. с. лишено технократическое мышление,
постоянно
нарушающее законы бытия. (В. П. Зинченко.)
ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis детский) задержка в развитии организма. Характерный
признак И. сочетание физического и психического недоразвития. У ребенка задерживается рост,
сохраняются детские пропорции тела, половые органы недоразвиты, вторичные половые признаки
отсутствуют или недостаточно выражены. Психическое развитие ниже возрастного уровня.
Особенность И. обратимость симптомов и полная компенсация психического развития детей в
дальнейшем. Некоторые формы И. имеют генотипическую обусловленность. Причинами И. м. б.
перенесенные в раннем детстве инфекционные заболевания, интоксикации, длительные кишечные
расстройства, авитаминозы. В ряде случаев И. обусловлен повреждением плода, патологией его
|