Navigation bar
  Print document Start Previous page
 195 of 640 
Next page End  

областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, в приобретении социального
опыта и развитии личности. В свою очередь, само И. п. функционирует и развивается под мощным
влиянием социальных и личностных факторов.
В основе И. п. лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях,
знаниях, результатах деятельности. (Близкие по содержанию термины — любознательность,
познавательная активность.) Исследовательская мотивация м. б. сильнее др. потребностей, включая
витальные (напр., пищевой и оборонительной). (См. Информационные потребности.)
И. п. проявляется в след. формах: наблюдении, экспериментировании, путешествии, вопросно-
ответных формах деятельности и др. Их совокупный эффект чрезвычайно широк. Благодаря этому И. п.
выступает как целостная многоуровневая система с большим разнообразием компонентов, причем это
разнообразие стремится к постоянному расширению.
Факторы, вызывающие И. п.: 1) новизна объекта, ситуации; 2) сложность (для развертывания И.
п. необходим оптимальный уровень сложности: слишком простые и слишком сложные объекты
способствуют угасанию познавательной активности); 3) неопределенность; 4) когнитивный конфликт
(несоответствие или противоречие частей информации).
Обнаружены и положительные, и значимые отрицат. корреляции между тестами И. п. и
тестами интеллекта они диагностируют разные способности. Тесты И. п. диагностируют
способности к приобретению информации в условиях высокой новизны и неопределенности условий и
требований. Тесты интеллекта диагностируют не приобретение, а использование ранее полученных
знаний в условиях строгой регламентированности и однозначной определенности требований тестового
задания. (А. Н. Поддьяков.)
ИСТЕРИЯ (англ. hysteria;
от греч. hystera
матка; название мотивируется представлением,
возникшим еще в античности, о маточном происхождении И.) — патологическое состояние психики
человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции
поведения. Для И. характерно несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью,
гипертрофированностью их внешних выражений: громкие крики, плач, мнимые обмороки,
выразительные жесты по поводу незначительных, в действительности мало волнующих истерика
событий. Стремление любым способом привлечь к себе внимание, театральность и манерность
поведения, «игра в переживания» — типичные проявления И. См. Аффектация, Гипноз, Неврозы
(Истерический невроз).
ИТЕЛЬСОН ЛЕВ БОРИСОВИЧ (1926-1974) сов. психолог и педагог. Организовал кафедру
психологии и лабораторию экспериментальной психологии во Владимирском пединституте им. П. И.
Лебедева-Полянского. В широкий круг научных интересов И. входили теоретические и философские
проблемы общей психологии, психология обучения, инженерная психология и психология труда,
сенсорные и перцептивные процессы, применение математических и кибернетических методов в
психологии и педагогике. И. — автор многочисленных статей и 14 книг, среди которых особого
упоминания заслуживают «Лекции по современным проблемам психологии обучения» (1972). (И. А.
Мещерякова.)
_К_
КАБАНИС ПЬЕР-ЖАН-ЖОРЖ (Cabanis, 1757-1808) фр. врач и философ, ученик
Кондильяка,
участник Великой фр. революции. Написал дневник болезни и смерти графа Мирабо.
Главный труд: «Отношения между физической и нравственной природой у человека» (1-е фр. изд. 1802;
на рус. языке, 1865-1866), в котором утверждал, что мозг выделяет мысль подобно тому, как печень
выделяет желчь (вульгарный материализм). (Б. М.)
КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1818-1885) рос. юрист, историк и публицист,
профессор Московского и Санкт-Петербургского ун-тов (до 1862); известен и как автор работ по
психологии и этике: «Задачи психологии» (2-е изд., 1883), «Задачи этики» (2-е изд., 1887).
Полемизировал с И. М. Сеченовым, отстаивая самостоятельность психологии как науки, которую считал
ключом ко всем областям знания, центром человекознания. (Б. М.)
КАЖУЩЕЕСЯ ДВИЖЕНИЕ (англ. apparent motion)
— иллюзорное восприятие движения,
возникающее при последовательном предъявлении статических стимулов на разных пространственных
позициях. Син. стробоскопическое движение. Наблюдается не только в зрительной, но и др.
модальностях, напр. слуховой и тактильной. Благодаря К. д. кинозрители получают впечатление плавно
Hosted by uCoz