областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, в приобретении социального
опыта и развитии личности. В свою очередь, само И. п. функционирует и развивается под мощным
влиянием социальных и личностных факторов.
В основе И. п. лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях,
знаниях, результатах деятельности. (Близкие по содержанию термины любознательность,
познавательная активность.) Исследовательская мотивация м. б. сильнее др. потребностей, включая
витальные (напр., пищевой и оборонительной). (См. Информационные потребности.)
И. п. проявляется в след. формах: наблюдении, экспериментировании, путешествии, вопросно-
ответных формах деятельности и др. Их совокупный эффект чрезвычайно широк. Благодаря этому И. п.
выступает как целостная многоуровневая система с большим разнообразием компонентов, причем это
разнообразие стремится к постоянному расширению.
Факторы, вызывающие И. п.: 1) новизна объекта, ситуации; 2) сложность (для развертывания И.
п. необходим оптимальный уровень сложности: слишком простые и слишком сложные объекты
способствуют угасанию познавательной активности); 3) неопределенность; 4) когнитивный конфликт
(несоответствие или противоречие частей информации).
Обнаружены и положительные, и значимые отрицат. корреляции между тестами И. п. и
тестами интеллекта они диагностируют разные способности. Тесты И. п. диагностируют
способности к приобретению информации в условиях высокой новизны и неопределенности условий и
требований. Тесты интеллекта диагностируют не приобретение, а использование ранее полученных
знаний в условиях строгой регламентированности и однозначной определенности требований тестового
задания. (А. Н. Поддьяков.)
ИСТЕРИЯ (англ. hysteria;
от греч. hystera
матка; название мотивируется представлением,
возникшим еще в античности, о маточном происхождении И.) патологическое состояние психики
человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции
поведения. Для И. характерно несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью,
гипертрофированностью их внешних выражений: громкие крики, плач, мнимые обмороки,
выразительные жесты по поводу незначительных, в действительности мало волнующих истерика
событий. Стремление любым способом привлечь к себе внимание, театральность и манерность
поведения, «игра в переживания» типичные проявления И. См. Аффектация, Гипноз, Неврозы
(Истерический невроз).
ИТЕЛЬСОН ЛЕВ БОРИСОВИЧ (1926-1974) сов. психолог и педагог. Организовал кафедру
психологии и лабораторию экспериментальной психологии во Владимирском пединституте им. П. И.
Лебедева-Полянского. В широкий круг научных интересов И. входили теоретические и философские
проблемы общей психологии, психология обучения, инженерная психология и психология труда,
сенсорные и перцептивные процессы, применение математических и кибернетических методов в
психологии и педагогике. И. автор многочисленных статей и 14 книг, среди которых особого
упоминания заслуживают «Лекции по современным проблемам психологии обучения» (1972). (И. А.
Мещерякова.)
_К_
КАБАНИС ПЬЕР-ЖАН-ЖОРЖ (Cabanis, 1757-1808) фр. врач и философ, ученик
Кондильяка,
участник Великой фр. революции. Написал дневник болезни и смерти графа Мирабо.
Главный труд: «Отношения между физической и нравственной природой у человека» (1-е фр. изд. 1802;
на рус. языке, 1865-1866), в котором утверждал, что мозг выделяет мысль подобно тому, как печень
выделяет желчь (вульгарный материализм). (Б. М.)
КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1818-1885) рос. юрист, историк и публицист,
профессор Московского и Санкт-Петербургского ун-тов (до 1862); известен и как автор работ по
психологии и этике: «Задачи психологии» (2-е изд., 1883), «Задачи этики» (2-е изд., 1887).
Полемизировал с И. М. Сеченовым, отстаивая самостоятельность психологии как науки, которую считал
ключом ко всем областям знания, центром человекознания. (Б. М.)
КАЖУЩЕЕСЯ ДВИЖЕНИЕ (англ. apparent motion)
иллюзорное восприятие движения,
возникающее при последовательном предъявлении статических стимулов на разных пространственных
позициях. Син. стробоскопическое движение. Наблюдается не только в зрительной, но и др.
модальностях, напр. слуховой и тактильной. Благодаря К. д. кинозрители получают впечатление плавно
|