важнейший компонент методологии школы Л. С. Выготского. К.-д. а. имеет своей целью выделение
«единицы», трактуемой Выготским как продукт анализа,
который обладает основными свойствами,
присущими целому, и является далее неразложимой живой частью этого единства. К.-д. а.
противопоставляется анализу, разлагающему целое на составные элементы и тем самым
исключающему изучение сложного целого во всем его своеобразии, сводя его к процессам более
элементарного порядка. Характеризуя К.-д. а., Выготский указывал на 3 главных момента, которые
составляют его основу: анализ процесса, а не вещи; анализ, вскрывающий реальную каузально-
динамическую связь, а не внешние (фенотипические) признаки процесса; анализ генетический,
восстанавливающий особенности процессов развития.
К.-д. а. носит экспериментальный характер и направлен на выявление сущности изучаемых
психологических образований. Так, анализ рудиментарных функций позволил Выготскому выделить
проблему создания и употребления знаков как средств овладения собственным поведением в качестве
того определяющего целого, которое отличает высшее поведение от элементарного, натурального. На
основании К.-д. а. мышления и речи Выготский выделяет в качестве единицы речевого мышления
значение слова и переходит к изучению становления и развития словесного значения, его высших форм.
КАУЗАЛЬНЫЙ (от лат. causa
причина) причинный; напр., К. объяснение,
противоположно акаузальному (ср. Акцидентализм).
Не путать с казуальным.
См. Атрибуция
каузальная.
КВАНТ ПРЕДМЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ (англ. quantum of object action)
часть действия,
имеющая структуру целостного действия, но отличающаяся своей динамикой. Напр., динамический
паттерн медленного равномерного движения, которое выглядит как плавное и непрерывное и таким же
представляется исполняющему его субъекту, состоит из ряда волн увеличения и падения скорости,
следующих друг за другом от нач. до окончания всего двигательного акта. Последний представляет
собой результат усреднения ряда таких волн (квантов), а его динамика также имеет форму волны, но с
др. (меньшими) значениями скоростей разгона, стабилизации и торможения. Квантовая природа
характерна не только для скоростных параметров движения, но и для его чувствительности к
изменениям ситуации и состояний двигательного аппарата.
В отличие от единицы анализа психики,
являющейся только качественной категорией и определяющейся во многом в зависимости от
субъективного контекста аналитической процедуры (хотя она и опирается на объективные данные), К.
п. д. имеет как качественные, так и количественные свойства, присущие действию субъекта и скорее
обнаруживаемые, чем конструируемые, в результате анализа. Качественные свойства кванта
определяются содержанием того параметра (или элемента) действия, к которому он относится: при
чтении квантом м. б. фиксационная пауза или даже отдельный дрейф глаза во время фиксации; при
выполнении движения скоростная волна и т. п. (квантовая природа др. предметных действий пока не
исследована). Количественными мерами кванта являются время (длительность), амплитуда (для
действий, имеющих внешнее выражение в моторике) и производные показатели (скорость, ускорение и
т. п.). Длительность кванта существенно зависит от содержания действия, характера и степени его
освоения субъектом, способов реализации. Т. о., в кванте отражается вся структура и динамика
действия как целостной единицы. Для исследования К. п. д. применяются методы прерывания обратной
связи, измерения психологической рефрактерности (Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко), фиксационного
оптокинетического нистагма (Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов). (А. И. Назаров.)
КВИЕТИЗМ (от лат. quietus спокойный, бездействующий).
1. Религиозно-этическое учение, проповедовавшее доверие,
смирение, покорность, пассивное
отношение к действительности, подчинение божественной воле. Идеи К. развивал испанский
священник М. Молинос (1628-1696) в своей работе «Духовный руководитель» (1675); объявлены
ересью.
2. Безучастное, пассивное отношение к жизни,
непротивление, воздержание от активной
деятельности. Отчасти К. присущ толстовской проповеди непротивления злу насилием.
КЕЛЛЕР ЕЛЕНА (Keller, 1880-1968) знаменитая амер. слепоглухонемая (с 2 лет), которая
достигла высокого интеллектуального развития (окончила ун-т, написала автобиографию, получила
ученую степень) с помощью развитого осязания (чтение по способу Брайля) и «языка пальцев» (см.
Дактилология, Слепоглухонемота).
С 7 лет воспитателем К. была Анна Салливан (Sulliwan-Macy).
Благодаря К. и Салливан был разрушен социальный миф об обреченности слепоглухонемых на
умственную отсталость. (Б. М.)
КЕЛЛИ ДЖОРДЖ АЛЕКСАНДЕР (Kelly, 1905-1966) амер. психолог, автор оригинальной
теории личности и основатель научной школы психологии личностных конструктов. Согласно теории
|