участниками взаимодействия и т. д.); для возникновения К. р. важна атрибуция причин
отклоняющегося от ожидаемого ролевого поведения партнера по взаимодействию.
2. Один из типов внутриличностных конфликтов (см. Конфликт внутриличностный),
возникающий в результате противоречия между требованиями роли и возможностями личности, напр.,
необходимостью управления деятельностью др. людей и личной позицией невмешательства (син.
конфликт типа «Я-роль»).
3. Один из типов внутриличностных конфликтов, возникающий вследствие хронической
противоречивости между 2 и более социальными ролями личности (син. межролевой конфликт).
Типичными примерами К. р. являются: дилемма «карьера или семья», а также формальное руководство
коллективом, с членами которого руководителя связывают неформальные дружеские отношения. (И. А.
Мещерякова.)
КОНФОРМИЗМ см. Конформность.
КОНФОРМНОСТЬ (англ. conformity).
1. Процесс изменения аттитюдов, мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия
с группой в ответ на реальное или воображаемое групповое давление в ситуациях, когда нет прямого
требования соглашаться с группой. «Давление» на индивида обычно выражается в самом факте
манифестации консолидированной позиции др. членов группы и необходимости после этого публично
выразить собственную позицию. К. пристально изучалась в социальной психологии, начиная с
классических исследований Музафера Шерифа (Sherif, 1936) и Соломона Аша (Asch, 1951).
2. Свойство личности, выражающееся в склонности к К. в предыдущем смысле. Часто
употребляется синонимично с «конформизмом». (Б. М.)
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (в инженерной психологии)
(англ. conceptual model)
совокупность представлений оператора о целях и задачах трудовой деятельности, состоянии предмета
труда технических средств и внешней среды, о собственных способах управляющих воздействий.
Представления, составляющие содержание К. м., не являются только отражением реальности. Они
играют роль обобщенных схем поведения, сформированных в процессе обучения и тренировок. К. м.
характеризуется огромной информационной избыточностью, но актуализируются и осознаются в тот
или иной момент лишь оперативные образы и схемы поведения, связанные с непосредственно
решаемой задачей (оперативная К. м.), которая формируется оператором на основании анализа
информационной модели. (В. М. Мунипов.)
КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА (англ. conceptual-propositional
hypothesis) утверждение о том, что основное содержание хранимых в долговременной памяти знаний
представлено не в образной форме, а в абстрактно-пропозициональной. Предложившие К.-п. г. амер.
когнитивные психологи Андерсон и Бауэр (J. Anderson, G. Bower, 1973) считают, что знания хранятся в
виде обобщенных высказываний (пропозиций), описывающих объекты, их свойства и отношения. По
своему смыслу К.-п. г. развивает идеи психологов Вюрцбургской школы о мышлении без-образном. Ср.
Радикальная теория образов. (Б. М.)
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (от лат. co с, вместе + ordinatio расположение в порядке)
согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, направленное на
достижение определенного двигательного эффекта через преодоление, согласно Н. А. Бернштейну,
избыточных степеней свободы двигательного аппарата.
Периферический двигательный аппарат человека представляет собой сложные кинематические
цепи с разнообразной и богатой подвижностью. Процесс К. д. направлен на преодоление избыточных
степеней свободы движущегося органа.
Необходимость К. д. мышц диктуется и важными динамическими факторами. Каждое звено
кинематической цепи обладает весом и инертной массой, что вызывает комплекс реактивных сил,
передающихся на все остальные ее звенья. Мышечное усилие есть функция 2 переменных:
физиологического состояния и наличной длины мышцы. Эфферентные импульсы, поступающие по
нерву к мышце и возбуждающие ее, не могут однозначно определить движение органа. Поэтому для
регулирования эффекторного процесса используются сенсорные сигналы о положении кинематических
цепей и о мере растяжения мышц. На основе полученной с периферии информации ц. н. с. оценивает
величину рассогласования между полученными и заданными параметрами движения и вносит
требуемые коррективы в К. д. Процесс К. д. это циклическое и круговое взаимодействие
рецепторных и эффекторных механизмов (рефлекторное кольцо по Бернштейну).
В процессе овладения двигательным навыком К. д. проходит ряд сменяющих друг друга этапов.
1-й этап активной статической (тонической) фиксации избыточных степеней свободы сочленений.
|