Navigation bar
  Print document Start Previous page
 223 of 640 
Next page End  

постепенной передачи (перехода) функций от подкорковых к корковым центрам (в коре головного
мозга). Ср.: энцефализация.
КОРТИКОПЕТАЛЬНЫЙ —
нервный путь (связь), идущий к коре больших полушарий. Син.
(неполный) афферентный, центрипетальный, центростремительный. См. Кора головного мозга.
КОРТИКОСТЕРОИДЫ (англ. corticosteroids, corticoids)
гормоны животных и человека,
вырабатываемые корой надпочечников. Их секреция в кровь находится под контролем
адренокортикотропного гормона (АКТГ), который выделяется гипофизом в ответ на стрессовую
ситуацию (см. Адаптационный синдром, Стресс). Участвуют в регуляции обмена веществ в организме
(метаболизма): минерального обмена (так наз. минералокортикоиды — альдостерон, кортексон) и
обмена углеводов, белков и жиров (т. н. глюкокортикоиды — кортизол, кортизон, кортикостерон и др.).
По химической природе — стероиды.
КОРТИКОФУГАЛЬНЫЙ — нервные пути (связи), идущие из коры больших полушарий. Син.
(неполный) эфферентный, центрифугальный, центробежный. См. Кора головного мозга.
КОРЧАК ЯНУШ (псевдоним Генрика Гольдшмидта, 1878/79?-1942, Треблинка) гуманист,
врач-педиатр, педагог, писатель. Работал врачом в детской больнице, воспитателем в летнем лагере для
детей, одновременно директором, врачом и главным воспитателем сиротского приюта в Варшаве,
преподавал в различных высших учебных заведениях, редактировал детскую газету и т. д.
Гуманистическая педагогика К. оформлена в целом ряде трудов, жанр которых можно определить как
«научно-популярный художественно-публицистический». Сквозь описание конкретных детей, забавных
и печальных случаев, размышления, афоризмы проступает стройная педагогическая система, главными
принципами которой являются идеи защиты ребенка, любви и уважения к нему.
Принципиально важная работа «Право ребенка на уважение» (1929) (логически продолжающая
написанную на фронте Первой мировой войны книгу «Как любить детей») представляет кредо и
педагогическую программу К. По существу, эта брошюра — первая декларация прав ребенка, принятая
пока еще не межд. сообществом, а лишь одним человеком. В ней представлена принципиально новая
концепция детства, рассматриваемого не как «подготовка к жизни, а как сама жизнь». Тезисы о
самоценности детства и полноценности детской личности дополнялись идеей равноценности,
равнозначимости ребенка и взрослого и закономерно завершались признанием прав ребенка на
уважение к его индивидуальности — «Уважайте труд познания!». Целью воспитания К. считал
свободное и гармоничное развитие каждого ребенка; она м. б. достигнута в обстановке ненасилия,
удовлетворения его интересов и потребностей, в т. ч. в самопознании, самоконтроле,
самосовершенствовании. Эти идеи с успехом и творчески применялись в жизни корчаковского «Дома
сирот».
Особого упоминания заслуживает книга «Когда я снова стану маленьким», которую ошибочно
можно принять за психологическую фантастику. На самом деле психологическая достоверность этой
книги позволяет проникнуть в миры переживаний ребенка и взрослого, ощутив их несхожие
реальности. Опыт работы с детьми зафиксирован в ряде книг («Лето в Михалувке», «Юзьки, Яськи и
Франки» и др.). Перу К. принадлежат и сказки («Король Матиуш Первый» и др.), одинаково любимые
детьми и взрослыми и одинаково полезные для всех. (И. А. Мещерякова.)
КОРЫСТОЛЮБИЕ (англ. avarice, cupidity) стремление к корысти; жадность. В некоторых
религиях рассматривается как смертный грех.
КОРЫСТЬ (англ. advantage, profit)
— личная выгода, нажива, один из «популярных»
анэтических мотивов. См. Корыстолюбие, Клика.
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ (англ. indirect speech)
форма пересказа предметного содержания чужой
речи; выражается в виде сложноподчиненного предложения. Примеры: «Она говорит, чтобы ее не
ждали»; «Он просил сказать, что все идет нормально».
Требует особого интеллектуального навыка,
которым с трудом овладевают даже студенты.
КОСВЕННОЕ НАУЧЕНИЕ — см. Викарное научение.
КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. cosmic psychology, space psychology)
раздел
психологии труда; изучает закономерности психической деятельности человека в условиях подготовки
и осуществления космических полетов, непосредственно связана с авиационной психологией и
врачебно-летной экспертизой.
К. п. изучает след. основные особенности деятельности человека в космическом полете: 1)
непрерывность деятельности; 2) обязательную последовательность рабочих операций по заранее
данным или экстренно принимаемым программам; 3) дефицит или лимит времени; 4) опосредованный
характер восприятия и переработку информации техническими системами; 5) влияние постуральных
Hosted by uCoz