постепенной передачи (перехода) функций от подкорковых к корковым центрам (в коре головного
мозга). Ср.: энцефализация.
КОРТИКОПЕТАЛЬНЫЙ
нервный путь (связь), идущий к коре больших полушарий. Син.
(неполный) афферентный, центрипетальный, центростремительный. См. Кора головного мозга.
КОРТИКОСТЕРОИДЫ (англ. corticosteroids, corticoids)
гормоны животных и человека,
вырабатываемые корой надпочечников. Их секреция в кровь находится под контролем
адренокортикотропного гормона (АКТГ), который выделяется гипофизом в ответ на стрессовую
ситуацию (см. Адаптационный синдром, Стресс). Участвуют в регуляции обмена веществ в организме
(метаболизма): минерального обмена (так наз. минералокортикоиды альдостерон, кортексон) и
обмена углеводов, белков и жиров (т. н. глюкокортикоиды кортизол, кортизон, кортикостерон и др.).
По химической природе стероиды.
КОРТИКОФУГАЛЬНЫЙ нервные пути (связи), идущие из коры больших полушарий. Син.
(неполный) эфферентный, центрифугальный, центробежный. См. Кора головного мозга.
КОРЧАК ЯНУШ (псевдоним Генрика Гольдшмидта, 1878/79?-1942, Треблинка) гуманист,
врач-педиатр, педагог, писатель. Работал врачом в детской больнице, воспитателем в летнем лагере для
детей, одновременно директором, врачом и главным воспитателем сиротского приюта в Варшаве,
преподавал в различных высших учебных заведениях, редактировал детскую газету и т. д.
Гуманистическая педагогика К. оформлена в целом ряде трудов, жанр которых можно определить как
«научно-популярный художественно-публицистический». Сквозь описание конкретных детей, забавных
и печальных случаев, размышления, афоризмы проступает стройная педагогическая система, главными
принципами которой являются идеи защиты ребенка, любви и уважения к нему.
Принципиально важная работа «Право ребенка на уважение» (1929) (логически продолжающая
написанную на фронте Первой мировой войны книгу «Как любить детей») представляет кредо и
педагогическую программу К. По существу, эта брошюра первая декларация прав ребенка, принятая
пока еще не межд. сообществом, а лишь одним человеком. В ней представлена принципиально новая
концепция детства, рассматриваемого не как «подготовка к жизни, а как сама жизнь». Тезисы о
самоценности детства и полноценности детской личности дополнялись идеей равноценности,
равнозначимости ребенка и взрослого и закономерно завершались признанием прав ребенка на
уважение к его индивидуальности «Уважайте труд познания!». Целью воспитания К. считал
свободное и гармоничное развитие каждого ребенка; она м. б. достигнута в обстановке ненасилия,
удовлетворения его интересов и потребностей, в т. ч. в самопознании, самоконтроле,
самосовершенствовании. Эти идеи с успехом и творчески применялись в жизни корчаковского «Дома
сирот».
Особого упоминания заслуживает книга «Когда я снова стану маленьким», которую ошибочно
можно принять за психологическую фантастику. На самом деле психологическая достоверность этой
книги позволяет проникнуть в миры переживаний ребенка и взрослого, ощутив их несхожие
реальности. Опыт работы с детьми зафиксирован в ряде книг («Лето в Михалувке», «Юзьки, Яськи и
Франки» и др.). Перу К. принадлежат и сказки («Король Матиуш Первый» и др.), одинаково любимые
детьми и взрослыми и одинаково полезные для всех. (И. А. Мещерякова.)
КОРЫСТОЛЮБИЕ (англ. avarice, cupidity) стремление к корысти; жадность. В некоторых
религиях рассматривается как смертный грех.
КОРЫСТЬ (англ. advantage, profit)
личная выгода, нажива, один из «популярных»
анэтических мотивов. См. Корыстолюбие, Клика.
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ (англ. indirect speech)
форма пересказа предметного содержания чужой
речи; выражается в виде сложноподчиненного предложения. Примеры: «Она говорит, чтобы ее не
ждали»; «Он просил сказать, что все идет нормально».
Требует особого интеллектуального навыка,
которым с трудом овладевают даже студенты.
КОСВЕННОЕ НАУЧЕНИЕ см. Викарное научение.
КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. cosmic psychology, space psychology)
раздел
психологии труда; изучает закономерности психической деятельности человека в условиях подготовки
и осуществления космических полетов, непосредственно связана с авиационной психологией и
врачебно-летной экспертизой.
К. п. изучает след. основные особенности деятельности человека в космическом полете: 1)
непрерывность деятельности; 2) обязательную последовательность рабочих операций по заранее
данным или экстренно принимаемым программам; 3) дефицит или лимит времени; 4) опосредованный
характер восприятия и переработку информации техническими системами; 5) влияние постуральных
|