личности внешние обстоятельства, случайности, везение, мистический фактор судьбы, фатальное
действие наследственности и т. д.; второй способ называется «экстернальным Л. к.».
По степени склонности к этим 2 Л. к. людей классифицируют на интерналов и экстерналов.
Точнее говоря, так называются личности, получающие крайние показатели по шкале интернальности.
Не следует смешивать термины «интерналы» и «экстерналы» с созвучными терминами «интроверты» и
«экстраверты».
В отечественной литературе термин «Л. к.» часто заменяется на «локус субъективного
контроля», а модифицированный опросник Роттера именуется «Опросник уровня субъективного
контроля» (сокр. «Опросник УСК»). (Б. М.)
ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ (1927-1989) сов. психолог, ученик Б. Г. Ананьева, 1-й декан
факультета психологии ЛГУ (1966), организатор и директор Ин-та психологии АН (1971), основатель и
главный ред. «Психологического журнала»; автор свыше 300 работ. Известен как один из создателей
отечественной инженерной психологии,
крупный методолог психологической науки,
сформулировавший принципы т. н. системного подхода к анализу психических явлений. Основные
работы: «Человек и техника» (1966, 2-е изд.); «Методологические и теоретические проблемы
психологии» (1984). (Б. М.)
ЛОНГИТЮДИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (англ. longitudinal study, longitudinal design)
продолжительное онтогенетическое исследование одних и тех же индивидов (индивида, группы или
случайной выборки). Л. и. это один из основных методов, или, как недавно стали выражаться, одна
из основных стратегий исследования в возрастной психологии и в др. онтогенетических науках. Син.
лонгитюдное исследование, лонгитюд, метод длинника, стратегия продольного изучения,
диахронический метод.
Л. и. очень разнообразны: 1) по количеству обследуемых; 2) по общей длительности изучаемого
периода; 3) по частоте или периодичности наблюдений (измерений, экспериментов); 4) по целям и
методам (методикам) изучения. Как правило, Л. и. длятся несколько лет, иногда несколько десятилетий
и даже всю жизнь (исследования жизненного развития, life-span development, и жизненного пути life-
course approach).
Уже одно это делает такие исследования крайне трудоемкими, дорогостоящими и
сравнительно редкими. По частоте (периодичности) наблюдений можно выделить 2 крайних типа Л. и.:
1-й тип практически непрерывные (напр., ежедневные) наблюдения (измерения), 2-й тип
наблюдения, разделенные большими интервалами времени (напр., от 1 г. и более). К 1-му типу
относится большинство дневниковых исследований, с которых фактически начиналась детская
психология (И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер, В. Штерн и др.), к тому же это были исследования одного
случая (case-study).
Примером 2-го типа Л. и. может служить амер. исследование развития
темперамента, начавшееся в 1950-е гг. на 140 младенцах и продолжавшееся, по крайней мере, до 1980-
х гг. (под руководством Александра Томаса и Стеллы Чесс). Примеры отечественных Л. и.
идиографического типа см. в добавлении к статье «Индивидуальность».
См. также Сравнительно-
генетический метод, Срезов стратегия, Стратегия изучения психического развития. (Б. М.)
ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (1902-1977) выдающийся сов. психолог, широко
известный своими работами в различных областях психологии. Как соратник и последователь Л. С.
Выготского он разрабатывал проблемы социальной, общественно-исторической детерминации психики
человека (в рамках культурно-исторической концепции развития высших психических функций),
ее
биологической (генетической) детерминации, опосредствования высших психических функций знаками
(прежде всего языком
как основной знаковой системой), системной организации психических
функций и сознания в целом, соотношения теории и практики в психологии и др.
Л. наиболее известен как основоположник отечественной нейропсихологии.
Им разработаны
теоретические основы этой науки (вытекающие из его общепсихологических представлений),
предложены и апробированы различные методы исследования психических функций (и прежде всего
метод синдромного анализа), собран огромный фактический материал по нейропсихологии речи,
восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий. Л. создал новые
классификации нарушений речи (афазий),
движений (апраксий),
памяти (амнезий), разработал
нейропсихологическую синдромологию описание различных синдромов, возникающих при
локальных поражениях головного мозга (см. Синдромы нейропсихологические, Памяти расстройства).
Им сформулированы общие положения о соотношении мозга и психики, известные как «теория
системной динамической локализации высших психических функций». Помимо клинической и
экспериментальной нейропсихологии Л. создал особое нейропсихологическое направление,
посвященное теории и методам восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие
|