Navigation bar
  Print document Start Previous page
 265 of 640 
Next page End  

Основное назначение М. Л. — определение тех отделов мозга, которые находятся в патологическом
состоянии, т. е. обнаружение нарушенных звеньев функциональных систем и их системных следствий.
М. Л. представляют собой набор проб, направленных на изучение различных сторон
познавательных процессов, произвольных движений и действий и особенностей личности больного в
целом. С помощью М. Л. осуществляется качественный анализ расстройств психических процессов, т.
е. определяются характер и форма их нарушения. Так, расстройства письма могут возникать из-за
дефектов анализа звукового состава слов, или трудностей зрительного опознания букв, или нарушений
речевых артикуляций и т. д.
Проведению нейропсихологического исследования с помощью М. Л. предшествуют
ознакомление с данными истории болезни и предварительная беседа с больным. На основании
полученных данных строится предварительная гипотеза относительно возможной локализации очага
поражения. Дальнейшее исследование направлено на проверку выдвинутой гипотезы, на выявление
сохранных и нарушенных психических процессов. Это исследование включает ряд проб, которые
позволяют выявить как состояние отдельных анализаторных систем (зрительной, слуховой, кожно-
кинестезической), так и уровень нарушения психических процессов (уровень непосредственных
сенсомоторных реакций, опосредствования психических процессов с помощью речевой системы.)
Углубленному специальному исследованию подлежат те психические процессы, в ходе изучения
которых были обнаружены определенные дефекты (напр., использование сенсибилизированных проб,
экспериментальное обучение больного). Заключительным этапом исследования, проведенного с
помощью М. Л., является составление нейропсихологического заключения, в котором дается анализ
основного дефекта и описание проявлений этого дефекта в различных формах психической
деятельности. На основании качественного анализа и квалификации симптомов делается заключение о
локализации очага поражения (в коре больших полушарий или в подкорковых структурах). (Е. Д.
Хомская.)
МЕТОДЫ ОПРОСА см. Анкетный опрос.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (англ. methods of psychological self-
regulation)
— комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование адекватных
внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием. М. п. с.
ориентированы на обучение человека специальным приемам произвольного изменения собственного
состояния, которые в дальнейшей жизни могут использоваться им самостоятельно. К числу основных
групп М. п. с. относятся: техники нервно-мышечной релаксации, аутогенная тренировка, идеомоторная
тренировка (см. Идеомоторика), приемы сенсорного репродуцирования образов, эзотерические методы
изменения состояния сознания, самогипноз. Как правило, современные программы обучения М. п. с.
имеют комплексный характер и включают элементы различных методов. В качестве дополнительных
приемов, способствующих более эффективному овладению М. п. с, используются суггестия (внушение),
светомузыкальные воздействия, различные виды специализированной гимнастики (дыхательной,
общеукрепляющей).
Обучение М. п. с. наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных
циклов занятий. Форма организации занятий по обучению М. п. с. может существенно варьировать в 3
основных направлениях: индивидуальные самостоятельные занятия с помощью специальной
методической литературы, групповые или индивидуальные занятия под непосредственным
руководством психолога (гетеротренинг), групповые занятия с использованием аудиовизуальных
средств. Последние 2 формы широко используются в практике работы т. н. кабинетов психологической
релаксации, организуемых на производстве, в медицинских, учебных и воспитательных учреждениях.
(А. С. Кузнецова, А. Б. Леонова.)
МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ (англ. methods of scaling)
— методы субъективной
количественной оценки (измерения) свойств разнообразных объектов (физических, эстетических,
социальных, психических и др.).
Для измерения интенсивности ощущения классическая психофизика пользовалась законом
Фехнера,
который впервые установил количественное отношение между физической и субъективной
величинами (т. н. основной психофизический закон). Согласно этому закону, воспринимаемая
интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Однако основной
психофизический закон формулирует некоторую зависимость между величинами ощущения и
раздражителя только для случаев, когда изучаются параметры объекта, относящиеся к характеристике
интенсивности (вес, яркость и т. д.). Чаще встречаются сложные, многомерные объекты, признаки
которых не имеют физических мер. Такие признаки многомерных объектов, а также явлений
Hosted by uCoz