Navigation bar
  Print document Start Previous page
 267 of 640 
Next page End  

тем, что один следует за др. М. з. характеризуется субъективной трудностью, т. к. оно не опирается на
понимание материала. Низкая продуктивность М. з. была установлена еще в опытах Г. Эббингауза
(1885), который показал, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55
повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов — 6-7 повторений.
Преимущества осмысленного запоминания перед механическим уменьшаются с возрастом. Это
объясняется тем, что взрослые обнаруживают большую тенденцию и умение осмысливать
бессмысленный материал, чем дети. Кроме того, заучивание бессмысленного материала требует
больших волевых усилий, чем осмысленного. Известны факты легкости М. з., которые объясняются
тем, что бессмысленный материал выделяется необычностью, вызывает к себе особое эмоциональное
отношение, привлекает своей звуковой стороной. При М. з. понимание отсутствует, поэтому оно
характеризуется буквальностью воспроизведения. Индивидуальные различия в использовании М. з. в
обучении весьма велики. М. з. чаще выбирают уч-ся, интеллектуально менее активные, подменяющие
понимание заучиванием. М. з. без понимания смысла приносит вред развитию памяти (см. Память
смысловая). (Т. П. Зинченко.)
МИКРОГЕНЕЗ ВОСПРИЯТИЯ (англ. microgenesis of perception)
— выделяемые в реальном
масштабе фазы актуального становления зрительного образа объекта. Восприятие развивается от
локализации квазипредметных областей в пространстве и времени к последующему описанию общих
очертаний этих областей и, наконец, к отчетливому восприятию предмета во всем многообразии его
деталей.
Последовательность фаз, реализующих М. в., м. б. достаточно лабильной (см. Лабильность).
В
зависимости от задач и установок субъекта М. в. может проходить не все фазы, а заканчиваться на
любой из них. Каждая фаза М. в. может инициировать действие субъекта, в т. ч. и ошибочное.
Установление фаз М. в. особенно необходимо для оптимизации трудовой деятельности, связанной с
управлением различными транспортными системами, когда человек имеет дело не только с
отображенной информацией, но должен ориентироваться в реальном пространстве среди др.
движущихся объектов.
Добавление: Одним из первых исследователей М. в. был рос. психолог Николай Николаевич
Ланге (1858-1921), который в 1892 г. опубликовал работу «Закон перцепции». На основании своих
экспериментов Ланге описывает восприятие как процесс развития: «Процесс всякого восприятия
состоит в чрезвычайно быстрой смене целого ряда моментов, или ступеней, причем каждая предыдущая
ступень представляет психическое состояние менее конкретного, более общего характера, а каждая
следующая — более частного и дифференцированного». Значительно позже идея перцептивного
развития получила развитие в Лейпцигской школе, один из представителей которой — Ф. Зандер (1928)
— создал теорию М. в. (в его терминах — теорию Aktualgenese). Ученик Зандера (Undeutsch U., 1942)
выделил след. стадии М. в.: 1) стадия диффузного целого; 2) стадия дифференциации фигуры и фона, но
еще отсутствия четкого восприятия формы; 3) стадия, на которой наблюдатель начинает формулировать
рабочие гипотезы относительно идентификации формы (преконфигурационная стадия); 4) стадия
четкого восприятия формы. Количество выделяемых стадий у разных авторов варьирует от 3 до 6, но
все они подтверждают закон перцепции, установленный Н. Н. Ланге. (Б. М.)
МИКРОДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (англ. eye micromovements)
— непроизвольные движения глаз,
возникающие во время их фиксации. Их амплитуда не превышает 20-30 угл. мин. К числу М. г. относят
тремор, дрейф и микросаккады (флики).
МИКРОПСИЯ (от греч. mikros
малый + opsis — зрение) — видение предметов
уменьшенными и более удаленными по сравнению с их обычными видимыми размерами. М. может
возникать в результате поражения теменно-затылочных отделов зрительного анализатора, однако чаще
она обусловливается действием периферических факторов; в этом случае различают аккомодативную
М., возникающую вследствие действия усиленного импульса к аккомодации глаз, не сопровождаемого
соответствующим увеличением площади изображения на сетчатке, и ретинальную М., возникающую
при увеличении расстояния между фоторецепторами под воздействием, напр., опухоли,
растягивающей сетчатку. Син. микропия. См. Восприятия пространства нарушения, Зрение,
Макропсия.
МИКРОЭРГОНОМИКА (англ. micro-ergonomics)
— область эргономики первоначально
рассматривающая дизайн интерфейсов между человеком и др. элементами системы, включая
интерфейсы человек—работа, человек—машина, человек—программное обеспечение и человек—среда.
(К. В. Самойлов.)
МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ
(Mill, 1806-1873) — англ. философ, психолог, экономист;
Hosted by uCoz