Navigation bar
  Print document Start Previous page
 269 of 640 
Next page End  

Справедливо отмечено С. Л. Рубинштейном, что «личностью в подчеркнутом, специфическом смысле
этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное
отношение к жизни, М., к которому он пришел в итоге большой сознательной работы».
М. не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется личностью с помощью
своего теоретического мышления и рефлексии. Этим М. отличается от «менталитета», который
генетически предшествует М., а затем интегрируется с ним в единую систему сознания. В такой
оппозиции к личностному М. понятие менталитета (или ментальности), восходящее к коллективным
представлениям Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, сыграло важную роль в становлении исторической
антропологии (школа «Анналов»). Мировоззрением нельзя назвать некритически усвоенные стереотипы
массового сознания, дорефлексивный «жизненный мир» (Э. Гуссерль), «жизненный стиль» (по А.
Адлеру), а также те явления, которые Э. Фромм описывал под именами «иррациональной веры» и
«авторитарной совести» (последняя отождествляется с фрейдистским «сверх-Я»). Имея в виду прежде
всего опыт выдающихся личностей, С. Л. Франк справедливо настаивал на индивидуально-творческом
характере М., которое есть «всегда одновременно продукт и выражение творящего индивидуального
духа, духовной личности. В этом совершенно конкретном и прямом смысле существует, собственно,
столько М., сколько отдельных созидающих индивидуальностей или гениев».
У менталитета и М. есть не только различия, доходящие до противоположности, но и общие
функции и черты. Общей функцией является, напр., то, что они обслуживают субъективные отношения
личности к миру. Понятие «отношение» приложимо и к М., и к менталитету, ибо отношение
выражается и в чувствах (переживаниях), и в их рефлексиях, и в сознательно принятых, понятийно
оформленных убеждениях.
К общим чертам менталитета и М. относится и то, что к ним применимо
понятие живого знания (С. Л. Франк) как единства переживания и знания (С. Л. Рубинштейн), значения
и личностного смысла (А. Н. Леонтьев).
Очевидно, с возрастом удельный вес и функциональная роль
переживания в сознании и в поведении может меняться, но принцип единства знания и переживания
остается в силе. В менталитете ведущая роль принадлежит переживанию, в М. — знанию. (Б. М.)
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (англ. infancy) (в рос. возрастной психологии) период жизни
ребенка от рождения до 1 г. (зарубежные психологи склонны расширять границы младенчества до 2-
летнего возраста включительно. — Ред.).
М. в. подразделяется на 3 этапа: новорожденность, 1-е и 2-е
полугодия жизни.
Этап новорожденности охватывает 1-й мес. жизни младенца и по психическому содержанию
представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному)
общению со взрослыми.
1-е полугодие жизни этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со
взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью.
На этом этапе ребенок
овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса
оживления.
Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт
ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи
младенца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности
ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием
общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца,
проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и
мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает
губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы
(под контролем зрения). Первый акт хватания является нач. развития предметно-манипулятивной
деятельности и знаменует переход младенца на новый этап во 2-е полугодие.
Во 2-м полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. В этом
возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую,
которое «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового
общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление
которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на след.
возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во 2-м
полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она
проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к
самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-
манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это
приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и
Hosted by uCoz