отдельного (первого) блока мозга. (Д. А. Фарбер.)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. analytic psychology)
одно из направлений
неофрейдизма,
основанное швейцарским психологом и культурологом К. Г. Юнгом.
В центре А. п.
находится учение о бессознательном,
которому Юнг отводит ведущее место при объяснении причин
возникновения особенностей психики и поведения человека. Убедившись, что идеи З. Фрейда,
разработанные на материале больных истерией, неприменимы к шизофреникам, Юнг выдвинул иную,
чем Фрейд, концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного Юнг выделяет
еще коллективное бессознательное. Интерпретируя с психологической т. зр. данные физической и
культурной антропологии (этнографии), истории культуры и религии, Юнг толкует коллективное
бессознательное как «осадок» в психике человека опыта, полученного в ходе биологической эволюции
и культурно-исторического развития.
В качестве единицы анализа коллективного бессознательного Юнг выдвигает понятие архетипа
врожденной установки к избирательному восприятию, переживанию и, возможно, некоторой форме
поведения по отношению к определенным стимулам. Архетип определяется как «чистая потенция
формы», не имеющая собственного содержания, но позволяющая структурировать различное
содержание психики. Постулируя существование разных архетипов, Юнг выделяет в психике человека
пласты животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального происхождения. В
структурирующем влиянии архетипа на поведение Юнг усматривает проявление либидо,
которое
понимается им как динамически-энергетический аспект психики. Не в созидательной социальной
деятельности человека, а в глубинах индивидуальной психики видит Юнг движущие силы развития
субъекта. Либидо путем спонтанного формирования общих установок направляет развитие индивида по
пути «индивидуации», т. е. полного выявления неповторимой индивидуальности человека, его полного
самоосуществления.
Кроме общих установок (неосознаваемой направленности на определенную цель, готовности к
некоторому действию и восприятию), Юнг вводит понятия экстравертированной (направленной на
внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок
сознания (эго). Эти установки характеризуют 2 против. психологических типа личности
экстравертов и интровертов. Выдвинутая Юнгом типология получает дальнейшее развитие в
факторной теории личности, разработанной англ. психологом Г. Айзенком. Определяемые с помощью
опросников Айзенка показатели по шкале экстраверсияинтроверсия значимо коррелируют с
некоторыми свойствами темперамента и чертами личности.
Добавление ред.: В числе плодотворных идей, выдвинутых Юнгом и получивших развитие в
психоанализе,
была идея психических комплексов, составляющих содержание личного
бессознательного.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК (англ. analytic language)
любой язык,
для которого характерно
выражать грамматические отношения с помощью дополнительных слов, а не окончаний. В таких
языках, особенно англ., порядок слов регулируется специальными синтаксическими правилами. Против.
синтетический язык.
АНАЛОГИЯ (от греч. analogia соответствие, сходство).
1. Частичное сходство объектов (явлений, понятий). Ср. аналогичные органы: функционально и
морфологически сходные органы отдаленных, неродственных видов животных и растений.
2. Форма умозаключения (и метод познания), когда на основании сходства двух объектов
(явлений, понятий) по одним признакам делается вывод об их сходстве по др. признакам.
Умозаключения по А. не дают достоверного знания, выводы носят гипотетический характер. А., как
способ выдвижения гипотез, играет большую роль в научном познании. На А. основан метод
моделирования. На А. базируется и метод интроспективной психологии.
3. Тестовая задача, в которой искомый (неизвестный) объект должен находиться к данному
объекту в том же отношении, в котором находятся между собой 2 др. указанных объекта; схематически:
А относится к Б, как В относится к Н, (найти Н); поскольку объекты (явления, понятия) м. б.
представлены не только в вербальной, но и в графической форме, постольку говорят о вербальных и
графических А. Согласно Ж. Пиаже, способность решать вербальные А. один из критериев
достижения стадии формальных операций. (Б. М.)
АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (англ. anal stage) в психоаналитической теории З. Фрейда 2-я стадия
психосексуального развития (в возрасте ок. 2-3 лет), которая характеризуется, с одной стороны,
стремлением ребенка получать удовольствие от раздражений в области ануса; с др. стороны,
приучением ребенка к контролю за дефекацией и мочеиспусканием.
|