расположенной в области роландовой извилины, в связи с чем он многими исследователями назывался
роландическим ритмом;
кроме того, благодаря своей форме он был назван «аркообразным» фр.
исследователем А. Гасто, впервые описавшим его (1952). Известны др. названия этого ритма:
«центральный», «викет-ритм», «гребенчатый» и т. д. По предложению Межд. терминологического ЭЭГ
комитета (1974) рекомендуется оставить только название «Мю-ритм».
М.-р. по своей частотно-амплитудной характеристике напоминает затылочный альфа-ритм,
но
он ниже по частоте, амплитуде и регулярности. Основная особенность М.-р. состоит в том, что он
изменяется только под влиянием проприоцептивных раздражителей и не реагирует или мало реагирует
на воздействие др., напр. световых или звуковых, сигналов. Выполнение любых движений независимо
от их структуры, силовых, временных, пространственных характеристик всегда сопровождается
блокированием М.-р.
М.-р. встречается у всех людей, но имеет разную выраженность. Выделено 4 разновидности или
типа М.-р.: доминирующий, субдоминантный, смешанный и невыраженный.
Высокочастотный,
высокоамплитудный и высокорегулярный М.-р. встречается у спортсменов примерно в 5 раз чаще, чем
у лиц, не занимающихся спортом, и в 3 раза чаще у слепых людей по сравнению со зрячими. М.-р.
описан в ЭЭГ не только людей, но и животных: обезьян, собак, кошек.
_Н_
НАБЛЮДЕНИЕ (англ. observation)
преднамеренное и целенаправленное восприятие,
обусловленное задачей деятельности. Н. как специфический человеческий акт принципиально
отличается от различных форм восприятия у животных. Исторически Н. развивается как составная
часть трудовой деятельности, включающей в себя установление соответствия продуктов труда его
запланированному идеальному образу. С усложнением социальной действительности и
дифференциацией трудовых процессов Н. становится относительно самостоятельной стороной
деятельности (научное Н., восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса
художественного творчества и т. д.). Н. выступает в качестве главного метода исследования на ранних
этапах развития к.-л. науки. С развитием науки Н. становится все более сложным и опосредствованным
(см. Метод объективного наблюдения).
Основные требования к научному Н. однозначность замысла, объективность,
т. е.
возможность контроля путем либо повторения и дублирования Н. (и/или наблюдателей), либо
применения иных, более адекватных методов исследования, прежде всего эксперимента (в то же время
Н. обычно включено в качестве составной части в метод эксперимента).
На первый план все больше
выступает интерпретация результатов Н., т. к. в современной науке обобщения редко делаются на
уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выступать лишь знаки изучаемых явлений
(напр., кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т. д.).
Особую трудность представляет Н. в социальных науках, где результаты Н. в большей мере
зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. В зависимости от
положения наблюдателя различают простое (или обычное) Н., когда события регистрируются со
стороны, и соучаствующее (или включенное) Н., когда исследователь включается в определенную
социальную ситуацию и анализирует события как бы «изнутри». В психологии изучению подвергается
сам процесс Н. Установлено, что качество Н. обусловлено в основном отношением к заданию и
глубиной его осознания. Одним из психологических методов является самонаблюдение
частный
случай Н. (см. также Метод самонаблюдения, Интроспекция, Виды наблюдения).
Добавление ред.: Н. есть восприятие, тесно связанное с мышлением. Наблюдатель делает
выводы, осмысливает факты, явления, высказывает гипотезы,
требующие проверки. Т. о., Н.
предусматривает не только непосредственное восприятие информации, но и ее переработку. Успех Н. в
значительной степени определяется четкой постановкой задачи. Существенную роль играет дробление
задачи, постановка частных и более конкретных задач. Кроме того, для успешного Н. большое значение
имеет предварительная подготовка к нему, ознакомление с материалом, относящимся к объектам
будущего Н., прошлый опыт, знания наблюдателя. Активность Н. выражается как в мыслительной
деятельности, осуществляемой при Н., так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя
предметами, человек лучше познает их свойства. Существенное место в Н. занимает речь. Н.
предполагает словесную формулировку целей и задач. Результаты Н., в свою очередь, обозначаются
словом. Наконец, большую роль играет установка человека, его отношение к Н. (Т. П. Зинченко.)
|