1. В ненаучном (литературном) языке
темперамент, мотивы, характер человека (ср.:
«Привычка вторая Н. человека»).
2. Человеческая природа (англ. human nature)
генетические факторы и детерминированные
ими фенотипические свойства человека, составляющие вместе т. н. природные задатки; последние по
степени общности условно делятся на видовые, в т. ч. специфически видовые, расовые, гендерные,
индивидуально-типологические (конституциональные), индивидуально-уникальные. Очевидно, к
человеческой природе следует относить и собственно генотип человека. Помятуя о том, что природа
человека «возделываема» (см. Ухтомский А. А.)
в
процессе воспитания и самовоспитания,
целесообразно терминологически различать генетическую и фенотипическую природу. С помощью
культуры формируются новые свойства, раскрываются одни природные задатки, но подавляются др.
(Конечно, свойства индивидуальности не сводятся к ее природе.)
3. В словаре А. Ребера откровенно сообщается, что Н. («человеческая природа») «абсолютно
неопределенный термин». Впрочем, добавляется, что этот термин обозначает врожденные
характеристики, но какие именно характеристики признаются генетически обусловленными, зависит от
личных склонностей автора. За этим недовольством скрывается реальная трудность однозначного и
стопроцентного рассмотрения к.-л. свойства исключительно наследственным. Большинство реальных
(фенотипических) свойств лишь отчасти детерминированы наследственностью;
поэтому их
некорректно называть наследственными (природными). Современные психогенетические исследования
ставят крест на многих устаревших спекуляциях о человеческой природе и хрестоматийных перечнях т.
н. индивидных (биологических, природных) свойств психики человека и т. п. (Б. М.)
НАУЧЕНИЕ (у животных) (англ. learning)
индивидуальное приспособление животных к
среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный
опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке,
совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их
приспособлении к конкретным условиям жизни особи. В результате в каждом случае формируется
единый поведенческий акт, который содержит как врожденные, генетически фиксированные
(инстинктивные, видовые), так и индивидуально-изменчивые, благоприобретенные компоненты.
В основной своей форме
навыке Н. характеризуется выработкой путем упражнения
автоматизированных операций, направленных на решение определенных биологических задач (см.
Кривая упражнения, Плато).
При этом устраняются мешающие и излишние движения, удачные же
сохраняются, повторяются и закрепляются. Одновременно отдельные действия объединяются в единый
целостный комплекс, а дистантный сенсорный контроль в большей или меньшей степени заменяется
проприоцептивным. Длительное отсутствие упражнения ведет к разрушению навыков. Содержание
навыков определяется характером преодолеваемых в процессе упражнения преград. Совершенство
навыка существенно зависит от дифференцированности и генерализованности восприятия условий, в
которых он формируется. С повышением общего уровня организации животного возрастает
лабильность,
вариативность навыков. В отличие от фиксированных навыков, характеризующихся
строго определенной системой последовательных движений, в лабильных навыках фиксирована лишь
общая схема действия. Последняя осуществляется в разных случаях разными приемами, причем
движения выполняются в разных сочетаниях и в различной последовательности в зависимости от
конкретных условий ситуации. Наиболее лабильные навыки приближаются к интеллектуальным
действиям животных и составляют их основу.
В условиях общения животных Н. иногда происходит в форме подражания одних особей
действиям других. Чаще всего такое Н. остается в рамках видотипического манипулирования и играет
известную роль в формировании поведения молодых животных (путем подражания взрослым,
присвоения их опыта). Особой формой Н. является запечатление,
играющее важную роль в
постнатальном развитии многих форм инстинктивного поведения. См. Викарное научение, Законы
научения, Инсайт, Латентное научение, Метод проб и ошибок, Моделирование, Учение.
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) процесс совершенствования организации
труда на основе достижений науки и передового опыта. Начало научной разработке и применению
новых методов организации труда и производства положил амер. инженер Ф. У. Тейлор (см. Тейлора
система).
НОТ играет важную роль в решении задач повышения эффективности производства и
улучшения качества продукции. Основные направления: 1) совершенствование форм разделения и
кооперации труда на предприятиях; 2) улучшение организации и обслуживания рабочих мест; 3)
рационализация приемов и методов труда (см. Приемы трудовые); 4) совершенствование нормирования
|