Navigation bar
  Print document Start Previous page
 299 of 640 
Next page End  

1. В ненаучном (литературном) языке —
темперамент, мотивы, характер человека (ср.:
«Привычка — вторая Н. человека»).
2. Человеческая природа (англ. human nature)
генетические факторы и детерминированные
ими фенотипические свойства человека, составляющие вместе т. н. природные задатки; последние по
степени общности условно делятся на видовые, в т. ч. специфически видовые, расовые, гендерные,
индивидуально-типологические (конституциональные), индивидуально-уникальные. Очевидно, к
человеческой природе следует относить и собственно генотип человека. Помятуя о том, что природа
человека «возделываема» (см. Ухтомский А. А.)
в
процессе воспитания и самовоспитания,
целесообразно терминологически различать генетическую и фенотипическую природу. С помощью
культуры формируются новые свойства, раскрываются одни природные задатки, но подавляются др.
(Конечно, свойства индивидуальности не сводятся к ее природе.)
3. В словаре А. Ребера откровенно сообщается, что Н. («человеческая природа») — «абсолютно
неопределенный термин». Впрочем, добавляется, что этот термин обозначает врожденные
характеристики, но какие именно характеристики признаются генетически обусловленными, зависит от
личных склонностей автора. За этим недовольством скрывается реальная трудность однозначного и
стопроцентного рассмотрения к.-л. свойства исключительно наследственным. Большинство реальных
(фенотипических) свойств лишь отчасти детерминированы наследственностью;
поэтому их
некорректно называть наследственными (природными). Современные психогенетические исследования
ставят крест на многих устаревших спекуляциях о человеческой природе и хрестоматийных перечнях т.
н. индивидных (биологических, природных) свойств психики человека и т. п. (Б. М.)
НАУЧЕНИЕ (у животных) (англ. learning)
— индивидуальное приспособление животных к
среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный
опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке,
совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их
приспособлении к конкретным условиям жизни особи. В результате в каждом случае формируется
единый поведенческий акт, который содержит как врожденные, генетически фиксированные
(инстинктивные, видовые), так и индивидуально-изменчивые, благоприобретенные компоненты.
В основной своей форме —
навыке Н. характеризуется выработкой путем упражнения
автоматизированных операций, направленных на решение определенных биологических задач (см.
Кривая упражнения, Плато).
При этом устраняются мешающие и излишние движения, удачные же
сохраняются, повторяются и закрепляются. Одновременно отдельные действия объединяются в единый
целостный комплекс, а дистантный сенсорный контроль в большей или меньшей степени заменяется
проприоцептивным. Длительное отсутствие упражнения ведет к разрушению навыков. Содержание
навыков определяется характером преодолеваемых в процессе упражнения преград. Совершенство
навыка существенно зависит от дифференцированности и генерализованности восприятия условий, в
которых он формируется. С повышением общего уровня организации животного возрастает
лабильность,
вариативность навыков. В отличие от фиксированных навыков, характеризующихся
строго определенной системой последовательных движений, в лабильных навыках фиксирована лишь
общая схема действия. Последняя осуществляется в разных случаях разными приемами, причем
движения выполняются в разных сочетаниях и в различной последовательности в зависимости от
конкретных условий ситуации. Наиболее лабильные навыки приближаются к интеллектуальным
действиям животных и составляют их основу.
В условиях общения животных Н. иногда происходит в форме подражания одних особей
действиям других. Чаще всего такое Н. остается в рамках видотипического манипулирования и играет
известную роль в формировании поведения молодых животных (путем подражания взрослым,
присвоения их опыта). Особой формой Н. является запечатление,
играющее важную роль в
постнатальном развитии многих форм инстинктивного поведения. См. Викарное научение, Законы
научения, Инсайт, Латентное научение, Метод проб и ошибок, Моделирование, Учение.
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) процесс совершенствования организации
труда на основе достижений науки и передового опыта. Начало научной разработке и применению
новых методов организации труда и производства положил амер. инженер Ф. У. Тейлор (см. Тейлора
система).
НОТ играет важную роль в решении задач повышения эффективности производства и
улучшения качества продукции. Основные направления: 1) совершенствование форм разделения и
кооперации труда на предприятиях; 2) улучшение организации и обслуживания рабочих мест; 3)
рационализация приемов и методов труда (см. Приемы трудовые); 4) совершенствование нормирования
Hosted by uCoz