Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 640 
Next page End  

способности первобытных людей и что процессы мышления подчиняются в первобытном сознании
иным законам (во фр. социологической школе, напр., говорили о «законе партиципации»). Вместе с тем
А. а. ш. справедливо защищала идеи единства человечества, возможности сравнения культур
независимо от географических, расовых и др. различий и внесла свой вклад в практику
этнографических и культурно-исторических сравнительных исследований. См. Анимизм.
(Е. Е.
Соколова.)
АНДРОГИНИЯ — см. Пол.
АНДРОФИЛИЯ см. Гомосексуализм.
АН-ИДЕИЗМ (от греч. an отрицание + idea
идея, образ) — неспособность произвольно
представлять и воображать к.-л. объекты, отсутствие воображения. Высказывалось предположение, что
А.-и. «страдал» основатель бихевиоризма Джон Уотсон и что этот дефект мог служить одним из
факторов его негативного отношения к психологическим теориям, придававшим большое значение
воображению. Син. Ан-икония.
АНИЗЭЙКОНИЯ См. Оптическая система глаза.
АН-ИКОНИЯ (англ. aniconia) см. Ан-идеизм.
АНИМАТИЗМ (от лат. animatus одушевленный) комплекс первобытных представлений о
безличной, неперсонифицируемой, сверхъестественной силе, действующей в природе и влияющей на
саму жизнь, ее условия (напр. климат), успешность деятельности человека (напр. успех в охоте, войне).
А. представляет собой одну из первых попыток осмысления мира. А., как и анимизм,
«замешан» на
антропоморфизме:
первобытный человек
верил, что все окружающие его явления природы (напр.
метеорологические) живут такой же жизнью, как и он сам — они такие же желающие, чувствующие,
понимающие, коварные и т. д.; с ними возможно общение — к ним можно обращаться с просьбами или
с жалобами. С А. м. б. связаны магические действия. Концепцию первобытного А. предложил Роберт
Маретт, считавший, что А. предшествует анимизму. В некоторых отношениях А. имеет общие черты с
гилозоизмом.
Однако гилозоизм (от греч. hyle — вещество и zoe — жизнь) — это античное
философское учение об одушевленности всей материи (т. е. ее способности к ощущениям и
мышлению). (Б. М.)
АНИМИЗМ (от лат. anima душа) картина мира, в которой не только живые, но и неживые
(с т. зр. современной науки) объекты рассматриваются как живые и одушевленные. Специфическим для
А., в отличие от аниматизма,
компонентом является представление о существовании отделимых от
тела духов (душ),
которые представлялись антропоморфно или зооморфно. Выдвинувший концепцию
А. англ. антрополог Э. Б. Тайлор (см. Англ. антропологическая школа)
полагал, что А. — это
простейшая и первичная форма религиозного сознания, появившаяся в первобытную эпоху; одним из
доказательств простоты и первичности А. служит, по мнению Тайлора, тот факт, что А. характерен и
для детей (см. Анимизм детский). (Б. М.)
АНИМИЗМ ДЕТСКИЙ (англ. child animism)
склонность детей оценивать неживые объекты
(напр. куклы) как живые (по-видимому, правильнее говорить об аниматизме, а не об анимизме). Идею и
термин А. д. выдвинул Э. Б. Тайлор. Многие известные психологи (напр. С. Холл) полагали, что А. д. —
неизбежная природная особенность детского ума, согласующаяся с биогенетической концепцией (см.
Биогенетический закон). С т. зр. Ж. Пиаже, антропоморфический А. д. вписывается в общую картину
детского эгоцентризма. Л.
С. Выготский (1926), категорически отрицая биогенетическую концепцию
(ее объяснительный принцип, а не факты, на которые она опирается), считал, что А. д. усваивается
ребенком из социальной среды: «ребенок, предоставленный самому себе, никогда не оказывается ни
анимистом, ни антропоморфистом». Современные психологи продолжают изучать эту любопытную
особенность детского мышления. Напр., амер. психолог М. Берзонски (1988), исследуя ответы детей 5-
7-летнего возраста на вопросы о неживых объектах, изображенных
на картинках, пришел к след.
результатам: 1) анимистическое отношение к предмету усиливается, если предмет изображен
движущимся, а не неподвижным (напр., летящий в небе шар чаще воспринимается живым, чем тот же
шар, но лежащий на земле); 2) больше всего анимистических суждений дали 5-летние дети, тогда как у
7-летних их вообще не было; 3) половые различия в А. д. не обнаружены. Приобретение способности
различать живые и неживые объекты — одна из вех на линии когнитивного развития. (Б. М.)
АНКЕТА (от фр. enqukte
расследование, дознание, анкета; англ. questionnare)
разрабатываемый исследователем инструментарий анкетного опроса,
включающий: а) указание
организации, проводящей опрос, и его цели; б) инструкцию по заполнению анкеты; в) формулировки
вопросов и (часто, но необязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент (см.
Анкетный опрос)
должен выбрать наиболее подходящий. Содержание вопросов, их число, способ
Hosted by uCoz