сердечно-сосудистой деятельности и др.). Характерная черта указанных расстройств это как правило,
их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их четкая ситуативная обусловленность. У
детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут
быть энурез, заикание, анорексия.
Н. навязчивых состояний чаще возникают у людей с особым складом характера, у которых с
раннего детства отмечается тревожность, повышенная ригидность, неуверенность в себе, мнительность.
Нередко возникают навязчивые страхи (фобии) кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения (см.
Каспера симптом)
и др. Особенно часто навязчивые страхи (боязнь острых предметов, темноты,
закрытых дверей и т. п.) наблюдаются у детей. Симптомами навязчивости могут выступать также
навязчивые мысли, воспоминания, движения и действия, характеризующиеся критическим к ним
отношением со стороны больного.
В лечении Н. наряду с общеукрепляющими мероприятиями и медикаментозными воздействиями
ведущая роль принадлежит психотерапии. (Е. Т. Соколова.)
НЕГАТИВИЗМ (англ. negativism;
от лат. negatio отрицание) лишенное разумных
оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие Н. первоначально
употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах
психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению
воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений,
некоторых физиологических отправлений).
В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в
педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления
чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия
с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования способ выхода из
конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по
отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Н. усиливается при
состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см. Негативизм детский).
Формой Н. является упрямство,
за которым стоит мотив самоутверждения.
Н. и упрямство
объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им
объективно существующих целей (ср. Настойчивость).
Существует 2 формы Н.: пассивный,
который выражается в отказе выполнять предъявляемые
требования, и активный, при котором производятся действия, противоположные требуемым. Н. м. б.
эпизодическим, ситуативным, но в определенных условиях он может закрепиться и стать устойчивой
чертой характера.
Добавление ред.: Существует также вполне разумный и мотивированный Н. философский
учения, которые основаны на негативных принципах (напр., агностицизм, скептицизм, атеизм).
НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ
форма протеста ребенка против реально существующего (или
воспринимаемого как реальное) неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или
взрослых. Н. д. может проявляться по-разному: в повышенной грубости, упрямстве,
в замкнутости,
отчужденности (см. также Капризы детские).
Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение
каких-то чрезвычайно существенных для ребенка потребностей социального характера: потребности в
общении, в одобрении, в уважении, потребности в эмоциональном контакте эмоциональном созвучии
со значимым другим (сверстником или близким взрослым).
Блокирование потребности (см. Фрустрация)
становится источником глубоких переживаний,
которые по мере их осознания ребенком все более способствуют возникновению у него негативных
тенденций в поведении.
Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной,
защитной. Она помогает ребенку выстоять в трудной, конфликтной для него жизненной ситуации: в
одних случаях за счет внешнего обесценивания существенной для него потребности, в др. путем
утверждения себя «любой ценой» нарочитой недисциплинированностью, шутовством и т. п.
Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать
качествами его личности.
Однако этот процесс не фатален. Своевременная диагностика причины
эмоционального неблагополучия ребенка, его переживаний и дальнейшее «активное устроение» в
жизни коллектива могут значительно смягчить Н. д. в поведении, а в некоторых случаях полностью
устранить его. См. Аффект неадекватности, Аффективные дети.
НЕЙРОДИНАМИКА, НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
см. Свойства
|