рефлексам и является одним из основных безусловных рефлексов (на основе которого вырабатываются
оборонительные условные рефлексы).
Он представляет собой целостную реакцию организма на
раздражители, которая обычно сопровождается повышением тонуса скелетных мышц, учащением
сердечного и дыхательного ритмов, усилением деятельности желез внутренней секреции и обмена
веществ. У человека при этом повышается чувствительность зрительного и слухового анализаторов; в
то же время двигательная и секреторная деятельность пищеварительного тракта, тактильная, вкусовая и
температурная чувствительность понижаются. О. р. часто
сопровождается переживанием отрицат.
эмоциональных состояний (напр., страха, гнева). О. р. связан с возбуждением гипоталамуса и
ретикулярной формации ствола мозга. Ср. Ориентировочная реакция.
ОБРАБОТКА ПО ПРИНЦИПУ «СНИЗУ-ВВЕРХ» И «СВЕРХУ-ВНИЗ» (англ. bottom-up
processing и
top-down processing;
заимствования из компьютерной лексики). 1. Последовательный
переход от восприятия (распознавания) отдельных частей стимула к восприятию (распознаванию) его в
целом (син. data-driven processing);
2. Последовательный переход от общего восприятия
(распознавания) целого к выделению в восприятии отдельных его деталей. (А. И. Назаров.)
ОБРАЗ (англ. image) чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане
пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по своей форме,
О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный
О.),
так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшей компонентой
действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной
цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество О. определяют степень
совершенства действия. В процессе реализации действия исходный О. видоизменяется (преобразуется),
накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания О.
безграничен (от О. микрочастицы до О. Вселенной), причем все содержание дано в нем одновременно
(симультанно). В чувственном О. м. б. воплощено любое абстрактное содержание; в этом случае
материалом для О. служат не только пространственно-временные представления (зрительные,
слуховые, тактильные, мышечные, вестибулярные, вкусовые и обонятельные), но и внутренняя речь (в
виде названия абстрактного понятия или описания его с помощью ключевых слов). (См.
Концептуальная модель, Оперативный образ, Отражение чувственное, Радикальная теория образов,
Функциональная эквивалентность образов).
Различают следующие виды образных явлений. 1. О. восприятия (син. перцептивный О.,
перцепт) отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы
чувств. 2. О. представления (см. Представление, Представления памяти).
3. О. воображения (син.
фантазия) вымышленный О., данный в представлении, но не имеющий аналогов в реальной
действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся (см. Воображение).
4. Послеобраз
(син. последовательный О.)
следовое непроизвольное «восприятие» кажущегося объекта, который
незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде (в случае зрительного послеобраза,
но аналогичные явления существуют и в др. модальностях). Хорошо заметен лишь на однородном
(лучше всего сером) фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной (или медленно и плавно
движущейся) метки. 5. Эйдетический образ отчетливое, полное и детальное зрительное
представление объекта (сцены) в течение некоторого времени после прекращения его рассматривания;
отличается от послеобраза независимостью от движений глаз и большей стабильностью сенсорных
характеристик. Эйдетизм характерен для части детей. У взрослых встречается редко. 6. Фосфены (син.
фотизмы)
хаотические световые «ощущения» («искры в глазах»), обычно наблюдаемые в темноте
или при закрытых глазах; имеют разнообразную текстуру от нескольких светящихся точек до
сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков
кожи ок. глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а также механическим
воздействием на глаз (надавливанием на закрытое веко). 7. Фантом (см. Фантом ампутационный)
ощущение утраченной части тела (после ампутации руки, ноги и т. п.). 8. Галлюцинация ложное
восприятие реально отсутствующего объекта (сцены), субъективно не отличаемое от О. восприятия;
возникает спонтанно, как правило, при различных психических расстройствах (см. Онейроидное
состояние сознания, Персеверация, Синдромы психопатологические, Сознания патология),
в
стрессовых ситуациях и во время длительной сенсорной изоляции. 9. Почти всем знакомы нормальные
сновидные О., которые нередко имеют «кинематографический» и квазиреальный характер. См. также
Психосенсорные расстройства, Энтоптические явления. (А. И. Назаров.)
Добавление ред.: Слово «О.» составное (образ); корень его родственен глаголу резать.
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ см. Мышление образное.
|