Navigation bar
  Print document Start Previous page
 314 of 640 
Next page End  

Моргунов.)
ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (англ. educational experiment)
— разновидность
естественного эксперимента,
отличительная особенность которого состоит в том, что психические
явления (составляющие предмет изучения) не только вызываются, но и формируются (создаются) в
условиях опыта. О. э. начал широко применяться в отечественной психологии с 1930-х гг. (см.
Экспериментально-генетический метод, Экспериментальное обучение).
С помощью данного метода
выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков,
сколько особенности их
становления, формирования. В этих целях основному опыту предшествует предварительный этап — т.
н. констатирующий эксперимент, который дает возможность установить наличное состояние знаний
(умений и навыков). В случае необходимости недостающие знания восполняются экспериментатором.
О. э. обычно осуществляется на учебном материале, но выбирается такой материал, который уч-
ся еще не изучался. Принято называть О. э. опытом, «забегающим вперед» по сравнению со школьной
программой.
Основной опыт имеет разные фазы: в 1-й испытуемому предлагается самостоятельно усвоить
новое знание (напр., найти и сформулировать закономерность, составляющую условие задачи, и т. п.).
На последующих фазах (если испытуемому это не удалось сделать самостоятельно) ему оказывается
необходимая, заранее строго дозированная (но различная для разных испытуемых) помощь. Т. о., О. э.
дает возможность выявить как «актуальный уровень» развития, так и «зону ближайшего развития» (по
терминологии Л. С. Выготского).
О. э. используется в психологии не только для исследования, но и диагностики умственного
развития, в частности, такого свойства личности, как обучаемость.
О. э. может строиться как на
учебном, так и на неучебном искусственном материале. Во 2-м случае выбираются заведомо трудные
(для данного субъекта) задания и обучение состоит в оказании регламентированной помощи
испытуемому со стороны экспериментатора. В таком виде О. э. широко применяется в патопсихологии.
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (англ. education and development)
— широко разрабатываемая в
психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов (см.
Педагогическая психология, Развитие психики, Учение).
В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована Л. С. Выготским в
нач. 1930-х гг. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти
впереди развития, быть источником нового в развитии. Введенное им понятие «зона ближайшего
развития» раскрывает это общее теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого,
успешно начинает выполнять то, чего он до этого не мог выполнить самостоятельно. Мера этой помощи
(способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к
обучению (см. Обучаемость).
То же, чего ребенок уже достиг к моменту обучения, характеризуется
Выготским как «зона актуального развития».
Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные
закономерности. Выготский подверг критике 2 против. направления, представленные в 1930-х гг. в
зарубежной психологии: 1) рассматривающее развитие в отрыве от обучения (Ж. Пиаже)
и 2)
отождествляющее развитие с обучением (Э. Торндайк).
Дальнейшее развитие эта проблема получила в трудах П. П. Блонского,
показавшего сложное
соотношение между знанием и мышлением:
овладение знаниями, с одной стороны, — необходимое
условие развития мышления, а с др. — вне мыслительного процесса не м. б. усвоения знаний.
Интенсивные исследования в 1940-60-е гг. способствовали дальнейшей разработке проблемы О. и р.,
прежде всего по линии выявления условий, при которых обучение становится
развивающим,
определения конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие уч-ся в
условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов (с целыми классами). При этом одни
психологи придавали решающее значение изменению содержания образования (Д. Б. Эльконин, В. В.
Давыдов; см. Развивающее обучение), др. достигали развивающего эффекта обучения г. о. посредством
усовершенствования методов обучения (Л. В. Занков), третьи пытались средствами обучения изменить
способы умственной деятельности уч-ся и тем самым повысить эффективность усвоения (Н. А.
Менчинская, Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер и др.).
В ряде исследований было установлено, как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное
формирование умственных действий (П. Я. Гальперин,
Н. Ф. Талызина), какое воздействие на него
оказывают разные методы обучения (Б. Г. Ананьев,
А. А. Люблинская и др.), какую роль в этом
развитии играет проблемное обучение (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин). В работах Г. С. Костюка и
его сотрудников специально рассматривались различные формы взаимозависимости О. и р.
Hosted by uCoz