признаков. Процесс синтеза тактильного образа проходит ряд стадий. Сначала имеют место мелкие,
дробные движения, выделяющие отдельные признаки предмета. Далее наблюдаются более обобщенные
движения руки, выполняющие функцию уподобления, и движения, выполняющие синтезирующую
функцию. Процесс ощупывания не остается неизменным. Вначале он имеет развернутый характер, а
затем, в ходе упражнения, число ощупывающих движений все более сокращается, выделяются
информативные признаки, на основе которых сокращенным путем м. б. восстановлен тактильный образ.
(Т. П. Зинченко.)
ОТКАЗ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
невыполнение человеком-оператором предписанных
действий или такое снижение качества их выполнения, которое делает невозможным достижение цели
деятельности. См. Надежность деятельности человека оператора, Надежность человека-оператора.
ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ Порог относительный.
ОТНОШЕНИЕ (как черта характера) см. Характер.
ОТНОШЕНИЕ (как чувство) см. Чувства.
ОТРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ см. Психика.
ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ субъективный познавательный процесс (а равно результат
этого процесса), в котором объект познания выступает в чувственной форме, т. е. в форме ощущений,
восприятий, представлений.
У человека О. ч. психическая деятельность, направленная на
образование адекватного объекту образа.
Последний является результатом и формой О. ч. Специфика
человеческого О. ч. проявляется в сознательном характере чувственных образов.
ОТРЕАГИРОВАНИЕ (англ. abreaction)
психоаналитический термин для обозначения
процесса эмоционального переживания, как правило, с заметными экспрессивными компонентами
(слезы, брань и др.), в результате которого снижается или устраняется внутреннее напряжение
(тревога), т. е. наступает состояние внутреннего облегчения, очищения (ср. Катарсис).
В более узком
значении относится к повторному осознанию и эмоциональному переживанию травматических событий
из прошлого пациента, воспоминания о которых ранее были вытеснены из его сознания. Син.
абреакция, эмоциональная разрядка. (Б. М.)
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПОСЛЕОБРАЗ (англ. negative afterimage)
зрительный
последовательный образ с яркостными отношениями, против. яркостным отношениям стимулирующего
поля. Это 2-я фаза в динамике послеобразов, следующая за положительным послеобразом. При
предъявлении хроматического стимула О. п. имеет цвет, дополнительный к цвету раздражителя.
Дополнительными цветами называют пары хроматических цветов: оранжевый и голубой, красный и
голубо-зеленый, пурпуровый и зеленый и др. от смешения которых получается ахроматический цвет
(см. Цвета дополнительные).
Возникновение О. п. объясняется уменьшением чувствительности
данного участка сетчатки к определенному цвету. В обычных условиях О. п. не наблюдаются,
поскольку движения глаз препятствуют развитию утомления к.-л. одних участков сетчатки. (Т. П.
Зинченко.)
ОТРОЧЕСТВО см. Подростковый возраст.
ОШИБКА (англ. error)
несоответствие между целями пользователя и ответом системы (по
определению стандарта ISO 9241-13 Межд. Организации по Стандартизации). Определение
предполагает, что О., вызванная не сложностью задачи, а сложностью орудия (напр., компьютерной
системы), является не О. пользователя, а О. разработчиков этого орудия. См. Надежность человека-
оператора. (К. В. Самойлов.)
ОШИБКА СТИМУЛА см. Самонаблюдение, Э. Титченер.
ОЩУЩЕНИЕ (англ. sensation)
1) психофизический процесс непосредственно чувственного
отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс
отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Анализатор),
а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание
силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы).
Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания.
Согласно сложившейся традиции, в философии термин О. трактуется широко, охватывая все явления
чувственного отражения (см. Отражение чувственное), включая восприятие и представления памяти.
Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого
познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической
психологии и философии. Механистическое понимание О. как элементарных «кирпичиков»
психического получило особое распространение в ассоциативной психологии.
Так, В. Вундт различал
О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.
|