Navigation bar
  Print document Start Previous page
 332 of 640 
Next page End  

признаков. Процесс синтеза тактильного образа проходит ряд стадий. Сначала имеют место мелкие,
дробные движения, выделяющие отдельные признаки предмета. Далее наблюдаются более обобщенные
движения руки, выполняющие функцию уподобления, и движения, выполняющие синтезирующую
функцию. Процесс ощупывания не остается неизменным. Вначале он имеет развернутый характер, а
затем, в ходе упражнения, число ощупывающих движений все более сокращается, выделяются
информативные признаки, на основе которых сокращенным путем м. б. восстановлен тактильный образ.
(Т. П. Зинченко.)
ОТКАЗ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
невыполнение человеком-оператором предписанных
действий или такое снижение качества их выполнения, которое делает невозможным достижение цели
деятельности. См. Надежность деятельности человека оператора, Надежность человека-оператора.
ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ — Порог относительный.
ОТНОШЕНИЕ (как черта характера) см. Характер.
ОТНОШЕНИЕ (как чувство) см. Чувства.
ОТРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — см. Психика.
ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ — субъективный познавательный процесс (а равно результат
этого процесса), в котором объект познания выступает в чувственной форме, т. е. в форме ощущений,
восприятий, представлений.
У человека О. ч. — психическая деятельность, направленная на
образование адекватного объекту образа.
Последний является результатом и формой О. ч. Специфика
человеческого О. ч. проявляется в сознательном характере чувственных образов.
ОТРЕАГИРОВАНИЕ (англ. abreaction)
психоаналитический термин для обозначения
процесса эмоционального переживания, как правило, с заметными экспрессивными компонентами
(слезы, брань и др.), в результате которого снижается или устраняется внутреннее напряжение
(тревога), т. е. наступает состояние внутреннего облегчения, очищения (ср. Катарсис).
В более узком
значении относится к повторному осознанию и эмоциональному переживанию травматических событий
из прошлого пациента, воспоминания о которых ранее были вытеснены из его сознания. Син.
абреакция, эмоциональная разрядка. (Б. М.)
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПОСЛЕОБРАЗ (англ. negative afterimage)
зрительный
последовательный образ с яркостными отношениями, против. яркостным отношениям стимулирующего
поля. Это 2-я фаза в динамике послеобразов, следующая за положительным послеобразом. При
предъявлении хроматического стимула О. п. имеет цвет, дополнительный к цвету раздражителя.
Дополнительными цветами называют пары хроматических цветов: оранжевый и голубой, красный и
голубо-зеленый, пурпуровый и зеленый и др. — от смешения которых получается ахроматический цвет
(см. Цвета дополнительные).
Возникновение О. п. объясняется уменьшением чувствительности
данного участка сетчатки к определенному цвету. В обычных условиях О. п. не наблюдаются,
поскольку движения глаз препятствуют развитию утомления к.-л. одних участков сетчатки. (Т. П.
Зинченко.)
ОТРОЧЕСТВО см. Подростковый возраст.
ОШИБКА (англ. error)
— несоответствие между целями пользователя и ответом системы (по
определению стандарта ISO 9241-13 — Межд. Организации по Стандартизации). Определение
предполагает, что О., вызванная не сложностью задачи, а сложностью орудия (напр., компьютерной
системы), является не О. пользователя, а О. разработчиков этого орудия. См. Надежность человека-
оператора. (К. В. Самойлов.)
ОШИБКА СТИМУЛА — см. Самонаблюдение, Э. Титченер.
ОЩУЩЕНИЕ (англ. sensation)
1) психофизический процесс непосредственно чувственного
отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс
отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Анализатор),
а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание
силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы).
Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания.
Согласно сложившейся традиции, в философии термин О. трактуется широко, охватывая все явления
чувственного отражения (см. Отражение чувственное), включая восприятие и представления памяти.
Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого
познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической
психологии и философии. Механистическое понимание О. как элементарных «кирпичиков»
психического получило особое распространение в ассоциативной психологии.
Так, В. Вундт различал
О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.
Hosted by uCoz