лиц организации; планирование, подготовка ответственных деловых встреч и участие в них;
формирование стратегии развития организации с учетом общественных связей; планирование и
организация рекламных кампаний, популярных статей и выступлений в СМИ, подготовка П. р.-
программ; организация и проведение брифингов, пресс-конференций; подготовка рекламных
материалов, пресс-релизов, участие в организации и проведении рекламных кампаний, выставок.
Специалисты по П. р. должны быть способны оказывать различные услуги, опираясь на нормы и
правила поведения человека, социальных групп и общностей.
В современной России службы общественных связей активно и заметно действуют практически
только в 3 направлениях: создание положительного имиджа организации или лица, агитация (в
избирательных кампаниях) и привлечение внимания к важным для властей проблемам (напр., к сбору
налогов). Характерно, что рос. П. р., благодаря своим методам работы, прочно и надолго завоевал
репутацию «черного пиара». (А. Б. Мещеряков.)
Добавление: Черный пиар есть не столько изучение общественного мнения и влияние на него,
сколько манипулирование общественным мнением и сознанием в интересах к.-л., чаще всего
сомнительного, лица. Специалистов черного пиара рос. острословы не без оснований называют
харизмейкерами: они выполняют работу по превращению бытовой хари в харизму. Дехаризмейкеры
переводят последнюю в первобытное состояние. Черный пиар представляет собой серьезнейшее
препятствие на пути к демократизации России. Печально, что в такой работе заметную роль играют
психологи и социологи. (В. П. Зинченко.)
ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ (1849-1936) выдающийся рос. физиолог, разработавший
учение о высшей нервной деятельности (ВНД),
сыгравшее значительную роль в становлении и
развитии объективной психологии (Нобелевская премия 1904 г. за работы по физиологии пищеварения).
Единицами поведения организма, по П., являются безусловные (врожденные) рефлексы (реакции на
строго определенные раздражители из внешней среды) и условные рефлексы
реакции на вначале
безразличный раздражитель, который становится небезразличным (приобретает сигнальное значение и
начинает вызывать реакцию) на основе однократного или многократного его сочетания с безусловным
раздражителем. Впоследствии П. были выделены др. типы рефлексов (ориентировочный, цели,
свободы), которые способствуют лучшему приспособлению организма к меняющейся среде (см.
Оборонительный рефлекс, Ориентировочная реакция).
П. разработал также учение о 2-х сигнальных
системах для характеристики отличия ВНД человека от ВНД животного.
Результаты классических экспериментальных исследований П. и его школы были восприняты
многими амер. психологами предшественниками и представителями бихевиоризма (Р. Йеркс, Дж.
Уотсон и др.) как доказательства возможности объективного, строго научного анализа поведения
человека и животных без обращения к субъективным феноменам. Однако сам П. считал возможным и
необходимым, в отличие от бихевиористов, существование субъективной психологии (напр., в варианте
Г. И. Челпанова),
следил за различными метаморфозами психологической науки и т. п. Вместе с тем
фундамент психологического знания должны составить, по П., именно физиологические исследования,
которые позволят когда-нибудь в будущем «слить» физиологическое и психическое.
Творчество П. оказало значительное влияние на развитие бихевиоризма, зоопсихологии,
психологии и психофизиологии индивидуальных различий (Б. М. Теплов и др.). В 1950-е гг. в нашей
стране наблюдалась определенная вульгаризация учения П. в работах некоторых физиологов, не
видевших разницы между психологией и физиологией ВНД (Е. Е. Соколова).
ПАМЯТИ ВИДЫ (англ. kinds of memory)
различные формы проявления мнемической
деятельности. Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями.
1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в
деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием
двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и др. видах деятельности человека.
Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и
явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними (см. Память музыкальная,
Память слуховая, Память тактильная.)
Образы памяти могут быть разной степени сложности:
образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и
определенное абстрактное содержание. Словесно-логическая память память на мысли, суждения,
умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных
свойствах, связях и отношениях (см. Память словесно-логическая, Память эмоциональная).
2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную (см.
|