ПАРТИЦИПАЦИЯ
см. Леви-Брюль Л., Пралогическое мышление, Французская
социологическая школа.
ПАССИВИЗМ см. Мазохизм.
ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. pathos
страдание) отрасль психологии, изучающая
особенности психической деятельности человека при патологических состояниях мозга,
связанных с
психическими или соматическими заболеваниями.
Каждое заболевание мозга, так же как и соматические заболевания, влияющие на
функционирование мозга, приводят к нарушению нормального протекания высшей нервной
деятельности, в результате чего существенно изменяются психические процессы, состояния и свойства
личности (восприятие, запоминание, мышление, сложная целенаправленная деятельность и др.). П.
помогает разработать научно обоснованные методы восстановления нарушенных психических функций
путем использования рациональных приемов компенсации дефекта (см. Компенсация функций).
Основным исследовательским методом в П. является патопсихологический эксперимент (Б. В.
Зейгарник), предполагающий использование любой диагностической процедуры в целях моделирования
целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (В. Н. Мясищев). См.
также Обучающий эксперимент.
Как теоретическая дисциплина П. занимается разработкой след. проблем: биологические и
социокультурные закономерности аномального развития; механизмы симптомообразования;
индивидуальные, личностные и мотивационные факторы в детерминации структуры и динамики
психопатологических синдромов (см. Синдромы психопатологические).
Как прикладная наука П. используется в психиатрии в качестве диагностических критериев при
установлении степени интеллектуального снижения, при проведении экспертизы, оценке
эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств. (Е. Т.
Соколова.)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. educational psychology)
отрасль психологии,
изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-
воспитательной деятельности, взаимосвязи обучения и развития личности.
П. п. возникла во 2-й пол. XIX в. Основоположником рос. П. п. является К. Д. Ушинский.
Большую роль в ее становлении сыграли работы П. Ф. Каптерева, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского и др.
До недавнего времени П. п. изучала г. о. психологические закономерности обучения и
воспитания детей. В настоящее время она выходит за пределы детского и юношеского возраста и
начинает изучать психологические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных
этапах.
В центре внимания П. п. процессы усвоения знаний,
формирования различных сторон
личности уч-ся. Раскрыть закономерности усвоения разных видов социального опыта
(интеллектуального, нравственного, эстетического, производственного и др.) значит понять, как он
становится достоянием опыта индивида. Развитие человеческой личности в онтогенезе выступает
прежде всего как процесс усвоения (присвоения) опыта, накопленного человечеством. Этот процесс
всегда осуществляется с той или иной мерой помощи др. людей, т. е. как обучение и воспитание. В силу
этого изучение психологических закономерностей формирования различных сторон человеческой
личности в условиях учебно-воспитательной деятельности существенно способствует познанию общих
закономерностей становления личности, что является задачей общей психологии.
П. п. имеет также
тесную связь с возрастной и социальной психологией,
вместе с ними она составляет психологическую
основу педагогики и частных методик.
Т. о., П. п. развивается как ветвь и фундаментальной, и прикладной психологии. И
фундаментальная, и прикладная П. п. делятся, в свою очередь, на 2 части: психологию обучения (или
учения) и психологию воспитания. Один из критериев деления вид социального опыта, подлежащего
усвоению.
Психология учения, прежде всего, исследует процесс усвоения знаний и адекватных им умений
и навыков.
Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно
своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу П. п. составляет
разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения. Исследования
процесса учения, выполненные с позиций принципов отечественных школ психологии, показали, что
процесс усвоения это выполнение человеком определенных действий или деятельности. Знания
всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении
усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик. См.
|