Navigation bar
  Print document Start Previous page
 348 of 640 
Next page End  

ПАРТИЦИПАЦИЯ —
см. Леви-Брюль Л., Пралогическое мышление, Французская
социологическая школа.
ПАССИВИЗМ — см. Мазохизм.
ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. pathos
страдание) — отрасль психологии, изучающая
особенности психической деятельности человека при патологических состояниях мозга,
связанных с
психическими или соматическими заболеваниями.
Каждое заболевание мозга, так же как и соматические заболевания, влияющие на
функционирование мозга, приводят к нарушению нормального протекания высшей нервной
деятельности, в результате чего существенно изменяются психические процессы, состояния и свойства
личности (восприятие, запоминание, мышление, сложная целенаправленная деятельность и др.). П.
помогает разработать научно обоснованные методы восстановления нарушенных психических функций
путем использования рациональных приемов компенсации дефекта (см. Компенсация функций).
Основным исследовательским методом в П. является патопсихологический эксперимент (Б. В.
Зейгарник), предполагающий использование любой диагностической процедуры в целях моделирования
целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (В. Н. Мясищев). См.
также Обучающий эксперимент.
Как теоретическая дисциплина П. занимается разработкой след. проблем: биологические и
социокультурные закономерности аномального развития; механизмы симптомообразования;
индивидуальные, личностные и мотивационные факторы в детерминации структуры и динамики
психопатологических синдромов (см. Синдромы психопатологические).
Как прикладная наука П. используется в психиатрии в качестве диагностических критериев при
установлении степени интеллектуального снижения, при проведении экспертизы, оценке
эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств. (Е. Т.
Соколова.)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. educational psychology)
— отрасль психологии,
изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-
воспитательной деятельности, взаимосвязи обучения и развития личности.
П. п. возникла во 2-й пол. XIX в. Основоположником рос. П. п. является К. Д. Ушинский.
Большую роль в ее становлении сыграли работы П. Ф. Каптерева, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского и др.
До недавнего времени П. п. изучала г. о. психологические закономерности обучения и
воспитания детей. В настоящее время она выходит за пределы детского и юношеского возраста и
начинает изучать психологические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных
этапах.
В центре внимания П. п. — процессы усвоения знаний,
формирования различных сторон
личности уч-ся. Раскрыть закономерности усвоения разных видов социального опыта
(интеллектуального, нравственного, эстетического, производственного и др.) — значит понять, как он
становится достоянием опыта индивида. Развитие человеческой личности в онтогенезе выступает
прежде всего как процесс усвоения (присвоения) опыта, накопленного человечеством. Этот процесс
всегда осуществляется с той или иной мерой помощи др. людей, т. е. как обучение и воспитание. В силу
этого изучение психологических закономерностей формирования различных сторон человеческой
личности в условиях учебно-воспитательной деятельности существенно способствует познанию общих
закономерностей становления личности, что является задачей общей психологии.
П. п. имеет также
тесную связь с возрастной и социальной психологией,
вместе с ними она составляет психологическую
основу педагогики и частных методик.
Т. о., П. п. развивается как ветвь и фундаментальной, и прикладной психологии. И
фундаментальная, и прикладная П. п. делятся, в свою очередь, на 2 части: психологию обучения (или
учения) и психологию воспитания. Один из критериев деления вид социального опыта, подлежащего
усвоению.
Психология учения, прежде всего, исследует процесс усвоения знаний и адекватных им умений
и навыков.
Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно
своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу П. п. составляет
разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения. Исследования
процесса учения, выполненные с позиций принципов отечественных школ психологии, показали, что
процесс усвоения — это выполнение человеком определенных действий или деятельности. Знания
всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении
усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик. См.
Hosted by uCoz