эгоцентрической речи.
Впоследствии эгоцентризм ребенка преодолевается благодаря процессу
социализации.
Во 2-й период творчества П. создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив
стадию сенсомоторного интеллекта (0-2 г.), стадию дооперационального мышления (2-7 лет), стадию
конкретных операций (7-12 лет) и стадию формальных операций (примерно до 15 лет). При этом
умственные действия (см. Операция, Операции интеллектуальные)
рассматриваются П. как
интериоризация первоначально внешних действий.
Теоретические и эмпирические работы П., его идеи и концепции оказали значительное влияние
на современные разработки в области философии и методологии познания (см. Генетическая
эпистемология),
хотя и подвергались обоснованной критике со стороны ряда школ сов. психологии (Л.
С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.), в частности за рассмотрение П. психического
развития ребенка вне социально-исторического контекста, понимание этого развития как спонтанного
процесса, практически не зависящего от обучения, рассмотрение эгоцентрической речи как
«отмирающей речи», а не как промежуточного этапа на пути формирования внутренней речи
(Выготский) и др. См. также Аккомодация, Ассимиляция, Группировка, Декаляж, Сохранение.
(Е. Е.
Соколова.)
ПИАР см. Паблик рилейшнз.
ПИГМАЛИОНОФИЛИЯ (по имени мифического греч. скульптора Пигмалиона, отвергавшего
женщин и влюбившегося в изваянную им статую женщины, и греч. philia любовь) вид полового
извращения,
при котором объектом полового влечения (либидо)
является женское изображение,
скульптурное или живописное), а сексуальное возбуждение и разрядка наступают при любовании и
касании. Син. пигмалионизм, монументофилия, иконолагния. Считается, что в П. присутствуют
элементы визионизма (см. Половые извращения) и фетишизма. Особо выделяют синтез П. и садизма
садистский П., при котором девиант достигает полового удовлетворения, нанося повреждения объекту
своего влечения. П. наблюдается исключительно у мужчин. Некоторые авторы относят к П. и
порнографоманию достижение полового возбуждения и удовлетворения при чтении или
рассматривании порнографической продукции (см. Порнография)
и особенно при создании ее, если
мотивом является не обогащение, а выражение своих сексуальных фантазий. Эротографоманию,
проявляющуюся в патологической фиксации на писании любовных писем, также иногда причисляют к
П. (И. А. М.)
ПИСЬМО см. Речь письменная.
ПЛАСТИЧНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (англ. plasticity of nervous system) способность к
адекватным перестройкам функциональной организации мозга в ответ на значимые изменения внешних
и внутренних факторов. Различают 2 аспекта этого понятия.
1. Пластичность нервных элементов мозга в раннем онтогенезе как возможность
компенсаторной перестройки их структуры и связей при различных повреждающих взаимодействиях, в
условиях обогащенной и обедненной среды. Отмечается недоразвитие нервных элементов в различных
отделах мозга при функциональной сенсорной депривации и усиленное развитие синаптического
аппарата в условиях обогащенной среды. Описаны специфические пластические перестройки
функциональной активности нейронов в раннем онтогенезе при изменении структуры предъявляемых
зрительных стимулов. К примеру, у котят, лишенных с момента рождения определенных паттернов
зрительного стимула, не формировалась способность к их восприятию, когда их помещали в
естественную среду. С возрастом возможность компенсаторных пластических перестроек нейронного
аппарата снижается (см. Нейрон-детектор).
2. Функциональная пластичность зрелого мозга на нейронном (напр., длительное повышение
реактивности нейронов после высокочастотной стимуляции посттетаническая потенциация) и
системном уровнях. Последняя проявляется как формирование функциональных связей структур,
адекватно вовлеченных в текущую деятельность. Эта форма П. н. с. постепенно формируется в
онтогенезе как результат дифференциации и специализации нервных элементов, нейронных ансамблей,
нервных центров, нарастания их связующего звена волокнистых структур и возможности их
избирательной мобилизации и интеграции за счет регулирующей системы мозга (см. Блоки мозга). (Д.
А. Фарбер, Н. В. Дубровинская.)
ПЛАТО (англ. plateau)
участок на кривой упражнения (научения),
идущий параллельно оси
абсцисс, если по ординате откладывают показатели успешности формирования навыка (скорость,
процент верных ответов и т. п.), а по абсциссе время тренировки навыка в той или иной форме
(напр., очередные пробы). Появление П. выражает графически прекращение повышения успешности
|